Архимед МУХАМБЕТОВ. Родился в 1972 году в Алгинском районе Актюбинской области. Возглавил Костанайскую область 11 сентября 2015 года.
Другой регион
Архимед Мухамбетов заступил на пост в разгар уборочной – в сентябре, когда все силы области стянуты к полям, чтобы оперативно убрать урожай. Ведь от этого во многом зависит, как переживет зиму село, будут ли приемлемыми цены на продукты для горожан. Потому у нового главы знакомство с хозяйственниками шло на ходу – на проселочных дорогах, разделяющих клетки с пшеницей.
Если же говорить о самом акимате, то там воцарилась напряженная тишина. Ждали рокировок и даже увольнений. Ходило немало слухов по поводу приезда команды нового акима. Однако Архимед Мухамбетов ограничился лишь двумя назначениями из Актобе – замом по экономической части Розой Кемаловой, с которой долгие годы работал, и помощником Бакытбеком Есенгуловым. Он занимает пост заместителя руководителя аппарата – управляющего делами акима области.
То хозяйство, коим управляет теперь Мухамбетов, не идет ни в какое сравнение с тем, с чем он – уроженец Актюбинской области – привык иметь дело. Актобе – нефтегазовый регион, где реализуют мегапроекты. А тут аграрники, «вцепившиеся» в пшеницу и мельницы. Последних и коснулась первая критика, которая звучала на совещаниях.
«Мы должны двигаться в другом направлении, строить индустриальные зоны и привлекать больше инвестиций, – сказал Архимед Мухамбетов через неделю после назначения. – СПК «Тобол» сегодня на один тенге государственных средств привлекает 3-3,5 тенге частных инвестиций, но в индустриальных зонах эффект доходит до 7-10 тенге. Я посмотрел всю карту индустриализации. Большой объем работы нам предстоит в этом году. Много мельниц, много дублирующих проектов. О каких инновациях и индустриализации мы можем говорить, если будем реализовывать такие проекты?! Их надо пересматривать. Не за количеством нужно гоняться, а за качеством».
Это была, пожалуй, самая длинная речь акима при журналистах в первые месяцы его работы на новом месте. Зачастую молчаливый, практически без эмоций на лице. Кстати, наши коллеги из Актюбинской области предупреждали: «Архимед Бегежанович неконтактный аким. Улыбаться и махать ручкой не будет. И решения принимает зачастую без публики (читай, СМИ. – Прим. авт.)». Первые месяцы народ в ответ на такую тишину даже негодовал: Мухамбетов позволяет себе не присутствовать на поздравлениях с таким-то праздником, не посетил такой-то концерт, лично не подарил телевизор такому-то юбиляру и т.д.
«Мне трудно судить о Мухамбетове как о человеке и чиновнике. У меня сложилось впечатление, что, получив назначение, он сразу позиционировал себя в качестве недосягаемого для простых смертных руководителя, расценивающего остальных сотрудников как инструмент для решения намеченных им задач. Мы должны были почувствовать, что с его приходом все должно измениться в лучшую сторону и он направлен в область чуть ли не как спаситель от неминуемого краха региона», – говорит доктор юридических наук Сергей Жалыбин.
Новый глава региона на многих совещаниях говорил о том, что мы мало зарабатываем сами, живем на дотациях. И с этим сложно спорить.
Подумал, скажи
Аким области в первые же месяцы работы принял несколько принципиальных решений. Перестановки фигур как таковой не было. Изменилась их роль на доске. Пожалуй, самым важным стало перераспределение функций между заместителями акима. К слову, тогда и упразднили должность зама по сельскому хозяйству. Это многих шокировало. Мы привыкли, что в аграрном регионе должно быть именно так: отдельный зам по архиважному для нас сектору. Архимед Мухамбетов был иного мнения.
Он выделил бюджет и строительство в отдельный блок (Роза Кемалова). Предпринимательство и транспорт также объединили (Сергей Карплюк). Сельское хозяйство и вопросы ЖКХ стал курировать первый зам (Гауез Нурмухамбетов). Лишь социалка осталась в прежнем виде (Марат Жундубаев). Были назначены и новые акимы ряда районов и городов. Выбор падал на тех, кто прежде уже там работал.
До конца года Архимед Бегежанович в напряженном режиме вместе с работавшей еще до его прихода командой решал проблемы, которые ждали регион в уже нынешнем 2016-м. Ведь, придя к рулю в сентябре, он получил почти готовый бюджет на год следующий. А если иметь в виду планы строительства, то на два-три года. И Мухамбетов это прекрасно понимал. В сформированном бюджете его не устраивало многое: мало средств на ремонт объектов социалки, на строительство, мало инвестиций. Да и сам бюджет был дефицитным, с рядом слабых позиций. В том числе тяготили казну «отлагательные платежи» – долги перед подрядчиками, которые область не смогла погасить из-за дефицита средств.
Именно тогда в кулуарах начали говорить, что новый аким «за просто так» не ругает. Изучает ситуацию и предлагает решение. Взвешенное или нет, зависело от глубины знания конкретной ситуации. Плюс ему – прислушивается к мнению специалистов. И зачастую на совещаниях мы слышим взвешенные и обдуманные решения. Вызывает ли это уважение? Бесспорно.
При нем исчезла традиция еженедельных аппараток. Вся работа ведется в реально ручном режиме в форме летучек, селекторов, рабочих поездок. Впрочем, подчиненные, привыкая к такому режиму, сами стали говорить короче, действовать оперативнее. Единственное, чего явно не хватает Архимеду Мухамбетову – кадров.
Денежная река
Особой веры в то, что область сможет пережить этот год нормально, учитывая сложности 2015-го, было мало. И когда к новому году зашла речь о миллиардах на строительство жилья, ремонт дорог, которые получит регион в рамках меморандумов, скептиков было немало.
Но сегодня, когда прошло уже 10 месяцев с момента назначения Мухамбетова, можно говорить о первых результатах. Более 13 миллиардов тенге на ремонт и строительство дорог. Более семи миллиардов тенге дают лишь Костанаю, хотя прежде речь шла о 2-2,5 миллиарда тенге ежегодно. В оперативном порядке был пересмотрен график финансирования ремонта Большого моста в Костанае. Его полностью откроют уже на днях. И это все соглашение с АО «Казавтожол», которое наконец-то вселило надежду на реконструкцию дороги от Денисовки до Рудного, включая путепровод в Тоболе.
Если говорить о строительстве жилья, то в этом году из планируемых 180 тысяч квадратных метров 59 тысяч будет построено на государственные деньги. Договоренности с дочками Нацхолдинга «Байтерек» позволили уже в апреле начать строительство жилых домов по адекватной для застройщиков цене – в районе 130-140 тысяч тенге за квадратный метр. Причем впервые за долгие годы объемы строительства так велики. На госстройку привлекают надежные компании – «Ирина и К», «БК-Строй». Они обещают сдать многоэтажки уже к концу года. А это сотни квартир для очередников. И это при том, что в конце прошлого года в облакимате грустно качали головой, говоря, что нет денег на возведение новых домов: «В 2016-м будем завершать начатое строительство».
А миллиард на строительство индустриальной зоны, которую область пробивала долгие годы?! Деньги на строительство соединительного пути для домостроительного, металлопрокатного и автомобильного заводов?! Когда в дни кризиса видишь такие денежные потоки, возникает вопрос: что именно позволяет Мухамбетову так быстро решать такие масштабные задачи? Личные контакты, поддержка на уровне республики, которой не имел прежний глава области? Скорее и то и другое.
Говорить о результатах рано. Но если область сможет освоить все выделенные средства на строительство жилья, инфраструктуры, ремонт дорог и коммуникаций, то сотни людей сохранят работу, десятки предприятий получат возможность улучшить логистику, привлечь инвесторов для своих проектов.
Спорт
Возможно, Мухамбетова как нельзя лучше характеризует сказанное некогда Антоном Чеховым: «Краткость – сестра таланта». Аким области самые длинные речи говорил в присутствии прессы лишь 14 апреля, иначе никак – это была его пресс-конференция. И тогда журналисты получили возможность спросить акима о личном, о спорте. Архимед Бегежанович рассказал, что был в Костанае еще мальчишкой в 1986 году – участвовал в республиканском шахматном турнире.
«Когда предложили стать президентом Костанайской федерации шахмат, я согласился, потому что разбираюсь в этой игре и знаю, как ее надо развивать. В футбол я тоже играл и поддерживать его буду. Будем развивать детский футбол, спортивные школы. У Дворца спорта крыша течет, а там ярмарки проводят. Это неправильно. Их мы переместим на другие объекты. Сегодня нужен капитальный ремонт Дворца спорта, и в ближайшие полтора года мы это сделаем (и правда недавно стало известно о том, что деньги на это дело уже выделены, как и на долгожданный ремонт Аквапарка. – Прим.авт.). Перед футбольным клубом «Тобол», который в последнее время занимает 7-8 места, стоит задача занять пятое место».
«Тобол» неделю назад первый круг закончил на восьмом месте. И это то обстоятельство, на которое Архимед Мухамбетов повлиять уже никак не может.