Лучше всего путешествовать на автомобиле. В этом уверена костанайская семья Мороз.
Недоступная Грузия
За две недели костанайцы Татьяна, Александр и их 5-летняя дочь Катя объехали весь Северный Кавказ. Более 6 тысяч км на своем «Опеле».
Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ставропольский край. А еще города знаменитого «минерального» курортного пояса – Пятигорск, Минеральные Воды, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки. А вот в Грузии побывать не получилось, не пропустили на границе. Российская сторона дала добро, а грузинская безо всяких объяснений продержала всю ночь, а потом отказала в проезде.
Семья Мороз переночевала в хостеле, а утром приняла новое решение. Не пустили в Грузию? Будем путешествовать по Северному Кавказу! Переориентировали навигатор на Владикавказ и, вперед. Кстати, Александр перебрал разные варианты, остановился на Яндексе. Говорит, в поездках на авто этот навигатор самый толковый.
На уровне облаков
О том, как на Кавказе красиво, семья, кажется, может рассказывать бесконечно долго. Несмотря на то что Северо-Кавказский федеральный округ воспринимается как цельная единица, у каждого из небольших его регионов свое лицо. Разный ландшафт, разные заборчики в чистеньких поселках, даже кирпичная кладка, и таразнится. Но отдельная песня – чеченский Грозный. Чистый и современный город, огни, высотные дома. А еще в чеченской столице чаще, чем в других городах, встречались люди в военной форме. Почти каждый второй.
Машина давала возможность не ограничиваться стандартными туристическими маршрутами. Можно было сколько угодно любоваться водопадами, бурным Тереком, о котором так много слышали раньше, но вот увидели – и мурашки. Можно было пить минеральную воду, дышать упоительно чистым воздухом, даже спать с открытыми окнами. Но больше всего поразили горы. Такие разные, необъятные, грозные и прекрасные.
В Северной Осетии ехали в Мертвый город по длинному горному серпантину. Вышли из машины, а облака под ногами, рядом старинные крепости. Дух захватывает! Мертвый город – это Даргавс. Население в нем практически отсутствует, потому что в 2002 году ледник Колка разрушил дорогу. Место стало архитектурным памятником, село окружают старинные дома-крепости. Рассказывают, что когда-то за один камень для кладки родовитым осетинам нужно было отдать овцу. За башню и вовсе отару.
В Элисте, столице Калмыкии, у костанайцев были восторги другого рода: когда побывали в одном из крупнейших буддийских храмов в Европе – Золотой обители Будды Шакьямуни. Его начали строить в 2004 году по благословению Далай-ламы. Теперь в нем находится самая большая в России и Европе 9-метровая статуя Будды.
Семейный суперклей и «Что это за дяденька»?
Это Катя спрашивала про Лермонтова. Когда вместе с папой и мамой была в государственном музее-заповеднике «Домик Лермонтова» в Пятигорске. Теперь она знает, что это за дяденька.
– Мне нравится, что в таких поездках дочка узнает много интересного и полезного, – отмечает Татьяна. – Мы ей рассказывали про Лермонтова, кто он такой. Вот пойдет в школу, начнут его изучать, и она вспомнит эту поездку.
Отдельное спасибо от костанайцев изобретателям монопода. В этом году благодаря палке для селфи на фотохронике поездки наконец вся семья. До этого кто-то всегда оставался за кадром.
А вообще такие поездки в семейном авто лучше открывают красоту места. Открывают хороших людей. Да и самих себя открывают куда глубже. Возможно, это одно из самых главных открытий.
Таня работает на телеканале «Алау», Саша – в ДВД. Дома почти нет времени на разговоры – то смена, то работа допоздна не отпускает, тут бы с домашними делами справиться вовремя. А вот в такой поездке времени вдоволь – наговориться, наслушаться и быть рядом. Пока муж рулит, жена соображает нехитрый бутерброд, дочка по сторонам смотрит. Вместе смеются и обсуждают приключения. Такие моменты – настоящий суперклей для семьи.
Осетинский пирог и кило шашлыка
Прямо из тандыра, горячий – он очень вкусный, отмечают путешественники. А вот уже остывший – не то. Даже разогретый в микроволновке теряет свой вкус. Ну как говорить про Кавказ и не спросить о знаменитой тамошней кухне. Татьяна признается, что сначала решила быть осторожнее с незнакомой едой. А потом распробовала и дала семье добро на праздник желудка.
Вкусно – это ничего не сказать. К примеру, настоящий шашлык. Оказывается, он из белого барашка. Это совсем не то, что шашлык из черного барашка. И то, и другое – очень вкусно, но разница, правда, есть. Кстати, шашлык из говядины или свинины вам тут не подадут. Еще мясо на Кавказе никогда не маринуют в уксусе. И вообще, процесс приготовления блюда занимает около часа. Начинается он не с насаживания мяса на шампур, а с того самого маринования в присутствии клиента. Продают здесь шашлык не палками, а килограммами! Во Владикавказе кило шашлыка стоит 800 российских рублей. Не так уж и много для кило.
Когда останавливались в хостелах, где на кухне можно было готовить самим, ели привычные блюда. Поэтому первым делом Татьяна налаживала контакты с местной администрацией: спрашивала, где можно купить свежие и недорогие продукты, где не обманут. Сравнивала цены. К примеру, в Ставропольском крае молоко на 35 тенге дешевле, чем у нас. Там очень много молочных ферм. А еще выгодно было покупать там орехи, инжир. У нас эти продукты в два раза дороже.
Еще одна статья расходов – бензин. В России он дороже, зато расход меньше. Потому что разговор о российских и казахстанских дорогах – отдельная тема.
Дорогие дороги
Семья Мороз ехала на Кавказ через Атырау, Астрахань, возвращалась через Уральск. Признаются, что больше они в путешествие через Казахстан не поедут. Будут сразу пересекать границу и передвигаться по российским дорогам. Машину жалко. Сложнее всего транспорту пришлось именно на родных дорогах.
По расходам. В этом путешествии семья уложилась почти в 300 тысяч тенге. Это при том, что позволяли себе всё, что хочется. Не экономили особо. А на самолете один только перелет до Грузии стоит более трехсот тысяч…
Эта семья – опытные путешественники. Катя с двух лет с родителями летает и ездит. В прошлом году был вояж в 4 тысячи км по России, решили посетить места Сталинградской битвы. В следующем году Мороз наметили покорение Байкала. Хотят поставить на берегу легендарного озера палатку и пожить в единении с природой. А дорожные неудобства – это мелочи жизни. Тем более сейчас есть хостелы, в них можно отдохнуть, самим приготовить еду. Цена за ночь – 7-8 тысяч тенге за семейную комнату. Да и в багажнике на всякий случай всегда лежит палатка и спальные мешки. Главное – хорошее настроение и бодрый дух не забыть дома.
Мария ШИЛО
Фото предоставлено Татьяной Мороз