Самая лучшая профилактика религиозного экстремизма – это знания. Когда человек вникает в суть веры, он терпимее относится к другим учениям. В этом уверен посланник Любавического ребе Менахем Залманов, недавно приехавший из Израиля в Костанай, в синагогу.
Большое счастье
Шесть лет в синагоге не читали молитвы на иврите. Костанаец Владимир Алексанин любезно согласился нам помочь найти общий язык с посланником. Менахем немного говорит по-русски. Посланник вышел к нам в черном костюме и широкополой шляпе. Поздоровался, прикоснулся черным ремешком с чем-то похожим на пряжку ко лбу Владимира, словно благословляя его, затем ремешок аккуратно сложил в черный мешочек. Это тфилин из специальной кожи, внутри которого коробочка со свитком Торы с молитвой. Чтобы ничего не отвлекало от общения с Всевышним.
– Менахем, русский язык учили в Израиле?
– Я специально не учил русский язык. Так получилось, что часто бывал у дяди в Молдове, потом пару недель там даже работал, вот и немного освоил. Костанай находится очень далеко от Израиля. Одна из наших заповедей – помогать другим. Особенно тем евреям, которые живут за пределами Израиля. И к тому же я обязан служить Богу. Ребе (почтительное имя главы течений. – Прим. авт.) сказал, надо, значит, надо. Я не раздумывал над тем, с какими сложностями придется столкнуться. Знаю, что на все воля Всевышнего. Значит, будут возможности и силы все решить.
– А почему вы решили стать раввином? На свете столько профессий...
– Это такая же работа, как и многие другие. Мой папа раввин, мои братья тоже трудятся в этой сфере. Кто преподает толкование духовной литературы, кто служит, как и я. Моя сестра работает в издательстве, которое печатает религиозные книги. Мой дядюшка – главный раввин Кишинева в Молдове. Кем мне быть еще? Да и потом, мне с детства были интересны религиозные книги. Я мог прежде, да и сейчас тоже, часами сидеть и читать. Постигать мудрость жизни и мира, разве это не важно для человека? Знаете ли вы, что можно изучать одну страницу Талмуда весь день? (Талмуд – свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. – Прим. авт.)
– И много у вас братьев?
– Очень (улыбается). У меня и у моей супруги Дворы по 11 братьев и сестер. У меня семь братьев, четыре сестры, у супруги, наоборот, четыре брата и семь сестер. Большая семья – это большое счастье. Да и дети не могут быть проблемой. Человек рождается для счастливой жизни. И счастье не приходит свыше. Это внутренняя составляющая. Вот я проснулся утром, солнце светит, рядом жена, сынок. Помолился. Я счастлив. Чего еще желать? Чем у человека больше желаний, причем недостижимых, тем сильнее он вгоняет себя в депрессию. Зачем? Вера на то и вера, что нужно доверять Господу. И все. Увидите, обязательно получится и сложится наилучшим для вас образом. Иудаизм – гибкая религия. Нет, например, запрета на переливание крови, нет слепого поклонения догмам и правилам. Даже в священный для иудеев шабат (суббота считается седьмым днем недели, в который нужно отдыхать и нельзя работать. – Прим.авт.) нет запретов для тех, кто провожает в последний путь усопшего близкого человека. Или человеку в этот день что-то нужно сделать важное, спасти чью-то жизнь, то требования шабата также опускаются. Все от Бога. Создал Бог способ сохранить человеку жизнь этой же процедурой переливания крови, значит, так тому и быть. Ничего нет важнее человеческого счастья. Если какие-то постулаты не отражают реальность, устарели или совсем архаичны – эти запреты теряют силу. Хотя, конечно же, основные заповеди для евреев и не евреев остаются незыблемыми!
Запретов много, но...
– В христианстве верующий именуется Раб Божий, а в иудаизме?
– Сын Божий. Мы все дети Господа. Сравнивать религии, конечно, неэтично. Но иудаизм – первая религия единого Бога, давшая корни христианству и исламу. Много есть общего. Например, в христианстве есть Пасха, в иудаизме Песах. Также действуют посты.
– Вы упомянули о запретах. Много их?
– Для верующих существует 613 запретов. Это немало. И чем внимательнее ты их соблюдаешь, тем больше на тебя снисходит благодати. В список запретов входят и правила, которые касаются питания, медицины, нравственности... Пища должна быть кошерной. Например, фрукты кошерные, если они без червячков, плесени и гнили. Если разбив яйцо, вы обнаружили в нем черную точечку или немного крови, оно летит в мусорное ведро. Рыба считается кошерной, если у нее есть хвост, плавники и чешуя. Осьминоги, кальмары, устрицы и креветки не кошерные и их употреблять в пищу иудей не станет. Верующий должен кушать тот продукт, производство которого он видел. Я знаю, мой предшественник договаривался с владельцем коровы на продажу молока. Но сначала сам посмотрел, где корова содержится, в каких условиях, здоровая ли она. Может показаться, что эти сложности с едой – игры ума. Нет. Это правила безопасности. Если корове, как это делают посвященные, быстро перерезать специальным острым ножом сонную артерию, она не успеет почувствовать, что умирает. Тогда в ее кровь и мясо не попадут вещества, которые обычно вырабатываются в организме животного под действием боли и страха. И мясо будет чистым и в физическом, и в энергетическом смысле. Этот постулат, кстати, доказан современными учеными. А еще, зарезав корову, сразу же стараются избавиться от крови в туше, так как она – благодатная почва для разных возбудителей. Вот вы знаете, что вы едите? Чем питалась курица или корова, прежде чем попасть к вам на стол? Иудеи знают. Что не знают – не едят.
– Насколько я знаю, в шабат запрещается работать. Почему?
– Согласно Пятикнижию (Торе – первые пять книг Библии. – Прим. авт.), шесть дней человек творит, изменяет окружающую его среду, а в седьмой – в субботу – иудей отказывается от рукотворного творчества, от власти над этим миром, передает власть Творцу. Кстати, не вся работа запрещена в шабат. Главное, что нельзя делать – это создавать, заниматься творчеством. Например, сеять, готовить, убирать жилье, убивать насекомых, вешать белье, писать и даже включать свет. Всего 39 категорий труда, о которых в этот день нужно забыть. Зато можно общаться и читать, весь день посвятить своей семье – жене и детям. Обычно шабат наступает с заходом солнца в пятницу и завершается с заходом солнца в субботу. Заранее женщина в доме – мама или супруга – зажигает субботние свечи с благословением. Так создается особая атмосфера покоя и достаточности, свободы от материальных забот. Шабат укрепляет семью. Ты откладываешь все дела, чтобы сказать близким, как ты любишь их, чтобы с ними вместе попеть, пообщаться, разделить трапезу. В синагоге мужчины и женщины молятся отдельно. Но затем вместе садятся за праздничный кошерный стол. На иврите храм, что означает дом учения – бейт-мидраш, а синагога – бейт-кнесет. Это дом для счастья. Здесь играют и веселятся дети, отмечают свадьбы и дни рождения, проводят обрезания. И это не запрещено. Ведь человек рождается, чтобы быть счастливым.
– А почему такая честь, как зажечь свечи, отдана женщине?
– У нас к женщинам очень уважительное отношение. Женщина создает уют в доме, цементирует всех домочадцев. Не зря же у нас национальность определяется по матери. Приведу пример. Господин Машкевич все синагоги, построенные на его деньги в Казахстане, посвятил своей матери.
Крепко держимся
– На улице жарко, но вы одеты в черный пиджак, черную шляпу...
– Это дань уважения нашему лидеру Любавическому ребе, который давно умер. Он так любил одеваться, и все его последователи стали носить такую же одежду. Под шляпой у меня кипа (Менахем приподнимает шляпу, демонстрируя ее). Покрывая голову, мы как бы имеем в виду, что все ходим под Богом. Причем кипу можно сшить самим из кожи или ткани, связать, написать на ней молитву.
– Какие вы, верующие евреи?
– Любознательные. Много читаем. Так как жить в постоянных военных конфликтах нелегко, мы радуемся каждому дню. Надо так прожить день, думая, что он может стать последним. Мы очень дружные и сплоченные. Тот самый случай, когда говорят, что люди жадно дышат, жадно любят. Мы – большая семья. Евреи между собой крепко держатся. Как братья. Да, у нас есть в стране проблемы. Есть бюрократия, есть коррупция, дорогая медицина. Мы не идеальны.
– А что для вас в жизни самое главное?
– Главное – Бог. И моя работа – служить людям. И своей семье.