Районные больницы перешли в этом году на подушевое финансирование. Скоро закончится год, значит, будут подводиться итоги. К чему склоняется больше чаша весов: к плохому или хорошему? Об этом наше интервью с замглавврача Костанайской ЦРБ Николаем ШЕЛУДЬКО.
– Николай Федорович, насколько легче стало решать проблемы, с которыми больница сталкивается ежедневно?
– Я 14 лет был главврачом карасуской райбольницы, три года трудился в частной медицинской структуре – и вот что могу сказать. С одной стороны, все делается во благо человека. Право выбора лечебного учреждения, доступность высокоспециализированной медпомощи, подушевое финансирование больниц... Главный врач с начала года уже знает, сколько у него будет средств,
а, значит, он может планировать развитие материальной базы больницы. Более того, закладываются деньги и на повышение квалификации медсестер, врачей. Мы, к примеру, за свой счет обучили много специалистов – невропатолога, уролога, травматолога, специалиста ФГДС. Учим проктолога. Разве не замечательно?
– Замечательно. Но вы заметили, что это с одной стороны...
– Правильно, а с другой – работать стало труднее, потому что вырос объем услуг. Есть сложности с госзакупками. Многое в них не продумано. Парадокс, согласитесь, когда нашу заявку выигрывает фирма из другой области, которая не может вовремя выполнить госзаказ или выполняет его очень плохо. А еще наши люди психологически не готовы заботиться о своем здоровье. Считают, что кто-то другой должен переживать за них. Государство оплачивает скрининги, а человек не хочет прийти и проверить свое здоровье или элементарно сдать кровь. Мы уже заметили: осенью в селе пока картошку не уберут, солому и сено не привезут, уборку не завершат – в больницу не идут. Отсюда и запущенные заболевания.
– Рядом с вами Костанай, он не оттягивает ваших пациентов себе?
– Оттягивает! Народ избалован в какой-то степени предоставленным выбором. Многие живут здесь, а прикреплены к городской поликлинике. Или родили ребенка в городе, приехали к родителям в Костанайский район, прикреплены же к городской поликлинике. Мы должны патронировать малыша, а деньги получает «чужая» поликлиника. С другой стороны, много и плюсов: мы сельские получаем и город рядом. Когда я ездил в Караганду за молодыми специалистами, я их сагитировал только тем, что сказал: город от нас в 15 минутах езды. У молодого специалиста есть возможность подрабатывать в городе, дежурства брать, совершенствовать свои знания.
– Наверно, это не единственная приманка. Очень важно ведь еще жилье.
– Я работаю лишь год. Но знаю, что наши врачи получали квартиры. В основном брали почти беспроцентный кредит. Очень удобно. Я тоже после окончания Карагандинского медвуза остался в Карасуском районе лишь потому, что мне, молодому отцу и мужу, дали квартиру. Хотя сразу работать звали в областной центр. И я ни о чем сейчас не жалею. В Карасу прошли мои лучшие годы, 14 лет возглавлял больницу. Пришлось пережить трудные времена. Спасибо, что нам помогали сельхозпроизводители. Я уехал оттуда со спокойной душой: нам удалось отремонтировать поликлинику, стационар. Мы расширили автопарк. Отремонтировали, благодаря сельхозпредприятиям, все врачебные амбулатории.
P.S. Кстати, Николай Федорович на этой неделе отметил свое шестидесятилетие. Больше половины своей жизни он отдал сельскому здравоохранению.