Недавно довелось провести выходные в столице, которая не перестаёт удивлять. Иногда не очень приятно.
Главная улица всех праздношатающихся – Водно-зеленый бульвар в субботу напоминает центр Костаная в День города. Многолюдно, шумно, ярко. Развлечений тоже хватает. Много внимания в тот день привлекали «живые» скульптуры, загримированные под казахских воинов. Издалека кажется, что статуя. Подходишь ближе – живой человек.
Красиво. И впечатляюще. Потому перед «статуями» и стояла очередь из желающих сфотографироваться. Правда, через какое-то время эта очередь очень быстро переместилась в другую сторону. По бульвару проходил темнокожий молодой человек. Просто шагал, никак не привлекая к себе внимания. Но человек десять тут же захотели сделать селфи с ним. Парень вежливо соглашался.
Буквально через час пришлось наблюдать точно такую же картину и на обзорной площадке монумента «Байтерек». Забыв про то, что они пришли сюда любоваться на красоту и необычную архитектуру столичных зданий, посетители выстроились в очередь за фотографией с туристами из Кении. Откуда они приехали можно было прочитать на их футболках.
Кенийская семья была действительно очень колоритная – высокие, улыбчивые, с прической из дредов. Просители фотографий суетились, хихикали, переглядывались. Благо хоть не говорили слова, которые начинаются с букв «ч» или «н». А то ведь могли. Смотреть на это было почему-то стыдно. И очень хотелось, чтобы среди этих людей не было костанайцев.
Возникает вопрос: что же тогда будет происходить в Астане в следующем году, когда в столицу хлынут гости со всего света на ЭКСПО-2017? Если честно, не хочется и представлять. Вопросы этики – не в плоскости уголовного или административного кодексов. Нет четко прописанных «можно» и «нельзя». Очень много лежит в плоскости личного сознания и ответственности. Поэтому нельзя точно сказать – прилично ли вот так просить человека сфотографироваться с тобой только по причине того, что он принадлежит к другой расе.
У журналистов есть преимущество высказать свою позицию публично. Поэтому говорю, что лично мне кажется, что это так же неприлично, как и спрашивать человека о его личной жизни, о зарплате, о том, верит ли он в Бога, в конце концов. Даже если человек соглашается сделать сэлфи с вами – вы вторглись в его личное пространство. А личная неприкосновенность, к слову, это то, что гарантируется Хартией о правах человека.
За нашей страной не тянется постыдного исторического шлейфа в виде рабства или нацизма, как в США и Германии, которые и по сей день не перестают извиняться за это. Наоборот. Когда-то Казахстан стал вторым домом для депортированных. Просто принял всех, вне зависимости от цвета кожи и других внешних особенностей. К счастью, сегодня не нужно никого спасать от голодной смерти. Нужно просто быть взаимно вежливыми и уважительно ко всем относиться. Разве это так сложно?