О том, как пациенты пытаются доказать, что врачи были к ним невнимательны, и почему это сделать не получается.
Началось с ОРВИ
В феврале 2014 года Людмила ВАСИЛЬЕВА заболела и обратилась к врачу в костанайскую поликлинику №3. Высокая температура, боли в горле, сухой кашель. Назначили лечение. А ночью Людмиле стало хуже, начались колющие боли в области грудной клетки, которые усиливались при дыхании. Врач скорой помощи пациентку посмотрела, сделала укол, и не дождавшись, когда женщине станет лучше, уехала. Васильева ждала, что ей хотя бы ЭКГ сделают – не сделали. А ведь у женщины пролапс митрального клапана и она стояла на кардиоучете.
Врач скорой направила Людмилу к участковому врачу. К диагнозу ОРВИ добавилась межреберная невралгия слева и астеноневротический синдром. Утром женщина вызвала участкового врача домой. Та к уже имеющимся диагнозам добавила новый – острый ларинготрахеит. Назначила лечение, но Людмиле оно не помогло и на следующий же день она отправилась в поликлинику.
– Сначала меня не могли отыскать в базе данных, – рассказывает Людмила Васильева. – Я почему-то оказалась не прикрепленной к поликлинике, хотя хожу в нее с 2004 года. Более того, компьютерная база выдала, что я живу в Караганде. Пока разобрались и я заполнила новое заявление, пока отстояла очередь к терапевту, пока по ее назначению прошла обследования, пришлось побегать по этажам, и это с моим-то плохим самочувствием. В кабинете ЭКГ мне поставили диагноз – острый коронарный синдром, инфаркт миокарда. Участковый врач прибежал, вызвали скорую и меня прямо из поликлиники госпитализировали в областную больницу.
Инвалидность
Людмиле сделали стентирование. По ее словам, в реанимации случилась остановка сердца, врачам пришлось ставить еще один стент. Пять дней в тяжелом состоянии она пролежала в реанимации. Выписали ее восьмого марта. Но женщине было не до праздника. Жизнь изменилась. В июле Людмиле дали вторую группу инвалидности. Как врачи проглядели ее инфаркт?
Эта мысль не давала женщине покоя. Ведь один из признаков инфаркта – длительная, более получаса, боль в левой части грудной клетки или за грудиной. И на боль в груди Васильева жаловалась. Если бы ее госпитализировали вовремя, когда приезжал врач скорой помощи, ей не пришлось бы терять драгоценное время. Не исключено, что и инвалидности получилось бы избежать. Женщина обратилась в прокуратуру с жалобой на работников Костанайской станции скорой помощи и на врача третьей поликлиники.
Замкнутый круг
Следователь зафиксировал жалобу пациентки и... всё. Тогда Людмила, по совету специалиста Костанайского Центра медиации Жансултана Омарова, написала заявление в областную прокуратуру. И вскоре прошла внеплановая проверка медучреждений, на которые пожаловалась Васильева.
Тогда же озвучили и выводы экспертной медицинской комиссии. Специалисты департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности оказались едины в своем мнении, проанализировав историю болезни Васильевой: «Обращение не обосновано, данное состояние (ОРВИ и ларинготрахеит. – Прим. авт.) не является основанием для экстренной госпитализации».
Комиссия также ответила на поставленные Васильевой вопросы. И почему экстренно пациентку не госпитализировали, ведь она состояла на кардиоучете? Правильно ли и своевременно оказали Васильевой медпомощь работники скорой и поликлиники? Привела бы своевременная госпитализация к выздоровлению? Так привела же, – недоумевают врачи. Пациентка, мол, жива.
Вина не установлена, да и жалоба, судя по документам, выглядит надуманной. Людмила обратилась за помощью в филиал партии «Нур Отан», а в феврале 2016 – в Генпрокуратуру. В марте прошлого года дело получило продолжение. Повторную судебно-медицинскую экспертизу провели в апреле 2016 года. Выводы те же. И они Людмилу не устроили.
Следующая экспертиза завершилась совсем недавно. Но и ее заключение однозначно: нет причинной связи между оказанием медпомощи и получением Васильевой инвалидности. Более того, в экспертизе указана и возможная причина развития инфаркта – частые острые респираторные и простудные заболевания.
Заветный ключик
Я осторожно спрашиваю Людмилу, а для чего она так упорно пытается наказать врачей. И услышала в ответ, что ей просто обидно за то, что ни врач скорой, ни врач поликлиники перед ней не извинились. За что? За то, что проволынили в регистратуре, что гоняли по этажам, когда ей было так плохо, что сразу не заметили сердечное недомогание...
Конечно, врачи – не боги, да и не ждала от них этого Васильева. Думаю, прояви хоть один врач или сотрудник медучреждения простое человеческое участие, найди нужные, а не дежурные слова, ключик к пациенту, то и не было бы этого очередного дела врачей.