«Убаган» - уникальная в своем роде застава на самой протяженной в мире сухопутной границе между Казахстаном и Россией.
У Сандры нет насечек на дверях ее вольера. И кинолог Дархан Молдашев специально не считает число повязанных с помощью Сандры нарушителей. Зато, говорит пограничник, одно точно— она не подводила. Немецкая овчарка — розыскник. Дархан вспоминает, как зимой Сандра взяла след. И, не смотря на то, что была ночь, оперативно привела наряд к гражданину с узбекской внешностью и пропиской. Он решил покинуть Казахстан степью, в обход пункта пропуска. Потом выяснилось, что у гостя с юга были не в порядке документы.
Сандра, по собачьим меркам, опытный пограничник (розыскники в тонусе восемь лет). Кинолог Молдашев, по местным меркам, один из самых старослужащих «Убагана». Начальник заставы Рауфхат Толеген больше любит рассказывать о коллегах. Дархан об этом промолчал, командир сообщил: Молдашева в этом месяце удостоили нагрудного знака «Отличник пограничных войск II степени».
«Как заслужил? Может, было сложное задержание на границе?», - на эти вопросы кинолог ответить не успел, тревожная группа устремилась к «УАЗу». Слаженно и быстро, как команда военного. В группе заметил заместителя начальника заставы Жалгаса Байменова и рядового Сергея Юрченко. Еще полчаса назад в учебном классе рядовой показывал лейтенанту, что по-прежнему в форме: Юрченко - чемпион заставы (если был бы такой турнир, возможно, мог бы и всего пограничного отряда «Костанай») по сбору и разбору «Калашникова». Например, неполный разбор автомата он делает на 8-9 секунд при нормативе 13-16.
По сути это военный городок и он такой в Казахстане один на всей границе с Россией. Строился изначально как застава — в полном смысле этого слова. Поэтому, когда за горизонтом скрылся «УАЗ» с людьми в военной форме, автоматами, рациями, тут же возникла другая картина — умиротворенная: взрослые катили коляски, в которых спали малыши.
Айнур Адалбекова развешивала белье возле офицерского общежития. Супруг ее на службе — он начальник поста «Убаган». Говорит, что за год привыкла к местному быту. От городского он отличается отсутствием на заставе (понятно, что в соседнем поселке тоже) драматического театра, фитнес-центра, боулинга, иных культурных мест. Это пытаются компенсировать местный свежий воздух, товарищеский настрой и полный пакет благ цивилизации в общежитии — начиная от горячей воды, заканчивая Интернетом.
«Сын подрастет, куда в школу пойдет?». «Дети пограничников учатся в поселковой школе», - ответил начальник заставы Рауфхат Толеген. Мы уже в его квартире — для офицеров они трехкомнатные (у семей младшего состава — комната одна).
«А супруга, наверное, за продуктами пошла в магазин?». «Айгерим на службе. Это она проверяла у вас документы на посту Убаган, когда вы возвращались из России. Так что мы семья пограничников! Мансур, подай мне нитки и иголку», - обратился капитан к сыну.
А затем вместе они начали подшивать воротничок на форме. Это дело военнослужащий никому доверять не должен. Тем временем на большом экране телевизора наш боксер Данияр Елеусинов в «золотом» олимпийском бое «добивал» узбекского спортсмена Шахрама Гиясова. Не досмотрели — на «УАЗе» вернулась тревожная группа. На границе - все в порядке.
На плац, где выстроились пограничники, со стороны смотрел четырехлетний Мансур. «Не будете против, если сын пойдет по стопам отца?». «Я с детства мечтал стать пограничником, -ответил Рауфхат Толеген. - Служил срочную на границе, потом учился в Алматы и моя мечта осуществилась! Четыре года назад меня назначали начальником заставы «Убаган». Здесь служат исключитеьно на контрактной основе, а, значит, люди делают осознанный выбор. Это очень почетная миссия — охранять рубежи Родины, - капитал говорил без пафоса — как дышал. - Если не мы, то кто?!».
Смотрите больше фото в этом альбоме >>>>>