Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
«Все решится во дворце»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93«Все решится во дворце»

«Все решится во дворце»

Информация о госпитализации президента Узбекистана Ислама Каримова обрастала предположениями в Интернете и СМИ. Говорили, что он умер. Еще больше говорили о том, кто придет на его место. Мы обсуждали эту тему с известным публицистом и блогером Маратом ТОЛИБАЕВЫМ 1 сентября 2016 года. А 2 сентября официальный Ташкент сообщил о смерти узбекского лидера. Однако мы решили не вносить правки в интервью.

Каримов сумел уберечь страну от серьезных потрясений, это признают даже его политические противники.

Риски безвластия и жизненно важные вопросы

– Марат Еркинович, как считаете: слухи о смерти Ислама Каримова «сильно преувеличены»?

– Не исключаю, что он оправится от болезни. Но в любом случае это хороший повод задуматься о рисках безвластия. О том, что «внезапный» передел власти часто ведет к установлению диктатуры.

– В какой-то мере Узбекистан наш конкурент. США, например, называют его лидером Центральной Азии, хотя мы привыкли так говорить о себе, о Казахстане. Ну и отношения у нас не всегда безоблачные. Вы были вице-министром сельского хозяйства РК. Вам приходилось вести переговоры с узбеками?

– Жизненно важный вопрос для наших стран – вода. Узбекистан является держателем воды в верховьях рек Сырдарья и Амударья. По этой теме я каждый год имел очень тяжелые переговоры. Узбеки всегда вели себя с позиции своих интересов. Без компромиссов. Редко когда мы находили общий язык. Я в этом участвовал 3-4 года, но такая же ситуация была до меня – ни на какие соглашения о разделении воды в Сырдарье они не шли. Если говорить коротко об этой коллизии, то они брали в Сырдарье столько воды, сколько им было нужно. Казахстан брал то, что оставалось. Что касается аграрной продукции, узбеки перекрывали границу и вводили ограничения всякий раз, когда им это было нужно. Власти никогда не считались с дехканами и торговыми партнерами. Я считаю, что это – отражение авторитаризма. Когда власть в руках одного человека, все зависит от его настроения, темперамента, характера. При жесткой вертикали власти все это передается «вниз», все становятся «мини-исламами каримовыми», начиная от министра и заканчивая нижним звеном. Я считаю, что такая система наносит урон Узбекистану и узбекскому народу. Что касается вопроса о лидерстве в Центральной Азии, то надо действительно признать его за Узбекистаном.

Огромный ресурс, который неизменен

– Чем они лучше нас?

– В этой стране есть огромный ресурс, который неизменен, в отличие от нашего природного ресурса – нефти и газа. Я говорю о человеческом ресурсе – узбеков в два раза больше, чем казахстанцев. Их трудолюбие и упорство – общеизвестны. И я им искренне желаю в будущем перейти к открытой рыночной экономике. И к свободе личности. В новых условиях Узбекистан сможет в считанные годы сделать мощный рывок. И обогнать Казахстан в экономическом развитии. К сожалению.

– Почему без Каримова может быть этот рывок, а с ним – нет?

– Когда перед диктатором встает дилемма: что важнее, личная власть или интересы страны – он выбирает первое. И этот принцип экстраполируется на всю его политику, на все его действия. Например, свободные рыночные отношения были бы для Узбекистана благом, толчком к расцвету, но Каримов предпочитает забирать весь хлопок у крестьян на корню по госрасценкам, а потом продавать значительно дороже. Прибыль в лучшем случае достается государству, в худшем – семейному клану. То же самое происходит со всеми другими ресурсами. Я считаю, что Каримов нанес ущерб стране несопоставимо больший, чем польза, которую он ей дал.

Капитализм и уровень жизни

– Курс на рыночную экономику прописан в узбекской Конституции…

– В Узбекистане нет капитализма. Капитализм – это свобода, при которой человек, если он вырастил хлопок, волен его продать государству, а если есть покупатель с более высокой ценой, то ему. Такой свободы там нет. Доходы узбеков по сравнению с казахстанскими – мизерные. Но если говорить об уровне жизни, то благодаря социальному пакету этот уровень низким не назовешь. Однако по международным критериям Узбекистан на несколько десятков пунктов уступает Казахстану. Буду объективен: прямолинейная оценка, к примеру, в долларах, без учета цен, затрат на коммуналку, на продукты и тому подобное, не отражает объективную картину жизни населения. Однако именно узбеки ездят в Казахстан на заработки, а не наоборот.

Кому Узбекистан важнее?

– Как думаете, без Каримова Узбекистан сам будет решать свою судьбу? Или «помогут» США, Россия? Будут выборы или кто-то из окружения уже расчищает дорогу к трону?

– Я уверен, что в долгосрочной перспективе не приходится ожидать демократического выбора. Узбекистан к этому пока не готов. Что касается внешних сил, то, бе­зусловно, есть определенные интересы и у США, и у России, но думаю, что Путин сейчас производит более активные действия в направлении Узбекистана, чем США, так как для России это более важно. Я не склонен преувеличивать там активность американцев, хотя они будут предпринимать максимум усилий для того, чтобы к власти пришел демократичный и открытый лидер, не диктатор. Власти США всегда будут выступать против диктаторов. А Путину выгоднее и удобнее сотрудничать с себе подобными. Наше, казахстанское, влияние на Узбекистан – минимальное. В выборе дальнейшего пути развития этой страны Казахстан никакой роли не играет.

С разных позиций

– Узбекистан тоже не имеет политического влияния на внутренние дела Казахстана. И Каримов все-таки не так плох, если в Узбекистане стабильность…

– Мы с вами разговариваем с разных позиций. Вы – социалист, а я – либерал. Вы цените то, что Каримов дал узбекам: дешевую коммуналку, бензин, жилье, детсады. На советский лад. А либералам, и особенно классу предпринимателей, который производит продукцию и дает прибавочную стоимость, который двигает вперед экономику, это не может нравиться. Наши с вами точки зрения здесь не совпадают. Я считаю, что торможение экономики не может быть оправдано социальными благами широких масс. Это популизм и тупик – дорога, которую прошел Советский Союз. Всех кормили поровну, всем давали одинаково, тащили на себе бездельников – история доказала, что этот путь ведет к банкротству системы. Узбекистан попадет в ту же ловушку.

– Каких только ловушек не расставляет политика! Мы знаем страны, которые провозгласили демократию, а оказались в плену национализма. У Каримова жена Татьяна с русско-таджикскими корнями. Хотя бы по этому факту можно судить, что он не националист…

– Я вам скажу как интернационалист, что смешанные браки являются залогом толерантности, поэтому хорошо отношусь к данному явлению. Но узбекская национальная политика была и до последнего времени оставалась крайне агрессивной. Там много казахов, особенно в приграничных районах – они вынуждены в паспортах указывать национальность «узбек». Таджики и туркмены поступают так же. Только узбек может сделать карьеру, добиться положения в обществе. Русские не могут «мимикрировать» под узбеков, они другой расы, и миграция русского населения оттуда наиболее интенсивная на постсоветском пространстве. Положение русских в Казахстане несравнимо лучше, чем в Узбекистане.

Следуя логике

– Марат Еркинович, в чем соль нынешней политической интриги в Узбекистане?

– По большому счету интрига отсутствует. Все решится во дворце. Если президент Узбекистана умрет, на его место придет другой ислам каримов. Который вначале будет помягче и подемократичнее, но потом станет закручивать гайки. Система этого потребует. Какой вектор выберет новый лидер? Думаю, что пророссийский. Это тоже определенная система координат, ломать которую пока никто не решится.

– Марат Еркинович, спасибо за содержательную беседу.  

Стабильность или битва кланов?
3 сентября президента Узбекистана Ислама Каримова похоронили в его родном городе древнем Самарканде. Что дальше? Мнения политиков и экспертов на этот счет разные.
Например, эксперты «Немецкой волны» считают, что «новому главе Узбекистана будет трудно сохранять преемственность в политике – стиль прежнего лидера Ислама Каримова отличали непредсказуемость, осторожность и нежелание уступать… Инсульт не позволил 78-летнему руководителю более чем 30-миллионной страны осуществить то, что давно ожидало его окружение – провести контролируемый транзит власти и самому назначить преемника. Он хотел это сделать, но обнаружил, что лидеры кланов и олигархических групп и даже близкие родственники вознамерились немедленно вступить в смертельную схватку друг с другом за власть…»
Как известно, правозащитные организации с Исламом Каримовым не ладили, очень жестко его критиковали за «подавление гражданских свобод и многочисленные нарушения прав человека в стране». В то же время Каримов, считают многие аналитики, был достаточно близок с американскими властями. Политолог Георгий Филимонов высказался на этот счет так: «Каримов, отдаляясь от России, постоянно лавировал между Вашингтоном и Пекином». А между тем российские «Известия» дали одну из самых положительных оценок работе Ислама Каримова: «Главное его достижение – сохранение Узбекистана, он сумел уберечь страну от серьезных потрясений, это признают даже его политические противники».
Слова президента США Барака Обамы приводит «Голос Америки»: «Сегодня, когда Узбекистан начинает новую главу в своей истории, США сохраняют приверженность партнерству с Узбекистаном, а также его суверенитету, безопасности и будущему, основанному на соблюдении прав всех его граждан…»
Понятно, что главная интрига сегодня: кто встанет во главе страны? Казахстанский политолог Ерлан Карин уверен, что «передача власти представителю семьи в Узбекистане исключена. Согласно Конституции, временно исполнять обязанности президента будет председатель Сената Олий Мажилиса республики Нигматулла Юлдашев…» При этом многих наблюдателей настораживает отсутствие на похоронах отца его старшей дочери Гульнары, которая якобы и метила в президенты, за что была помещена под домашний арест.
Так или иначе, но по узбекской Конституции выборы должны состояться, на это отводится 3 месяца. В каких условиях будет проходить подготовка к выборам, мнения разделились. Одни утверждают, что страну ждет битва кланов. Другие уверены, что ра­зум возобладает и главным политическим аргументом Узбекистана останется стабильность.  
Людмила ФЕФЕЛОВА bolgerdt@mail.ru 
Просмотров: 3361
Нравится: +2
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран