В одном из костанайских поселков намечается сельский сход на тему… войны. А житикаринская семья намерена предложить деньги Монетному двору за медаль своего деда. Накануне 70-летия Победы возникают неожиданные ситуации, связанные с Великой Отечественной.
Запоздалая награда
За память о житикаринском фронтовике Зейнелькабдене Жумабаеве бьётся все его многочисленное потомство – семьи пятерых детей. Но без толку.
Он был младшим сыном в семье, мог бы отсидеться по брони, но ушел в 1942 году добровольцем на фронт. Служил в разведке, а вот как служил, его семья узнала только в 90-х.
– Папа не любил себя хвалить. Воевал и воевал, – рассказывает сын Бахитбек Жумабаев. – Потом целина. Постоянно в работе. Он был директором школы, заведовал районо. С фронта вернулся с тяжелыми ранениями. Так и прожил с жуткой болью, оттого, наверное, рано ушел… А в 90-е нам пришло письмо. Открываем – удостоверение на медаль «За отвагу» за подписью Михаила Горбачева.
Согласно архивным данным, которые сегодня выложены в электронной базе «Подвиг народа» и «Мемориал», наш земляк совершил подвиг. На судьбоносной Курской дуге. Советское командование понимало, что противник собирается первым нанести удар. Вся надежда была на разведку. И взвод сержанта Жумабаева отправился в расположение врага. Нужно было выяснить его дислокацию, огневые точки... Именно точечный артиллерийский огонь в итоге обеспечил нашим войскам прорыв. Победа на Курской дуге стала переломом в Великой Отечественной войне. Зейнелькабден с задания вернулся живым.
А 26 июля он получил тяжелейшие ранения. Командир отделения Жумабаев в этот день вместе со старшим лейтенантом Балдаевым, следуя из штаба дивизии в свое подразделение, встретились с противником. Завязалась перестрелка. Её исход – две выведенные из строя машины противника, груженные снарядами, два убитых фашиста и восемь взятых в плен. У нашего земляка ранение в руку и живот, как следствие – инвалидность. За этот подвиг Зейнелькабден и был представлен к награде. Но по каким-то причинам известие об этом пришло в его дом лишь полвека спустя. Когда самого разведчика уже не было в живых.
За свой счет
Более 20 лет Жумабаевы пытаются добиться не корочки за подписью Горбачева, а самой медали. Ведь «За отвагу» – самая честная солдатская награда.
– В документах указан номер медали, то есть она была отчеканена, но до нас не дошла, – говорит сын фронтовика. – Куда ни обращаемся, ответ один: той страны, что медаль потеряла, уже нет.
Примерно так же нам ответили и в областном департаменте по делам обороны.
– Дело в том, что награда чеканится, согласно закону, всего один раз, – разъяснила Асель Курманбаева, главный инспектор акима области по работе с наградами. – Есть, правда, случаи, когда медаль могут отчеканить повторно. Но они четко оговорены в Законе «О госнаградах». Что касается медали «За отвагу», тут и вовсе сложно. Её выдавало другое государство, сейчас таковых медалей нет вообще, и мы права не имеем чеканить ее повторно.
Жумабаевы всё понимают и обиды не держат: закон есть закон. Но и отказываться от главной своей реликвии не собираются. Накануне 70-летия Победы они готовят письмо в адрес российского Монетного двора с просьбой сделать исключение и отчеканить медаль повторно… за счет родственников фронтовика!
– Да, мы готовы взять расходы на себя, – объясняет Бахитбек Жумабаев, – потому что эта медаль для нас бесценна. Это память – от поколения к поколению.
Каким будет ответ на нестандартное предложение – неизвестно. А пока в добровольные помощники житикаринцам уже вызвались российские поисковики.
Елена Тремерова, руководитель российской экспедиции «Долина», пояснила:
– Это сложная ситуация, но тем не менее в России такие награды все же повторно вручаются. Другой разговор, что сейчас мы с вами – разные страны. А значит, и законы у нас разные. Тем не менее я готова помочь житикаринцам, чем смогу. Жду копии документов.
Заступился за Приступу
Памяти о герое-земляке добивается и житель Затобольска Николай Ковтун. Про костанайского Матросова мы уже писали. Иван Приступа. Жил такой паренек в маленькой Константиновке на берегу Тобола. Так вот, Николаю Матвеевичу он никто – не друг, не родственник. Земляк, и этого, уверен он, достаточно.
Ничем особым, говорят, Приступа не отличался. Разве что, когда совсем голодно стало, бросил школу и пошел в поселке разносить почту. В пятом классе! Родителей не было, зато были братья и сестра, вот мальчишка и пошел в кормильцы. Земляки вспоминали, что физически он был слабым, не доедал, болел. Иногда еле переставлял ноги. Тем не менее пошел учиться на тракториста, едва на Садчиковском МТС появились первые тракторы.
– Бывало, соберет малышей со всего поселка: айда, ребята, покатаю! Столько восторга было прокатиться с ним на тракторе! – вспоминал его земляк Василий Рыбалко. – Жизнелюбивый был. Даже в такие трудные годы не потерял этого качества. Нас в армию призвали вместе. Из Ленинграда меня вскоре на Финскую отправили. С тех пор и не видели друг друга…
С тех пор его не видел никто. Зато на войне Приступа выделился. Но о подвиге земляка в нашей области стало известно лишь в 1983 году. Тогда костанайцам написали юные следопыты. Благодарили за земляка-героя. В музее Санкт-Петербурга и сегодня хранится запись о его подвиге. Сначала было много шума вокруг этого письма. В поселок даже наведался художник из Костаная, по маленькой фотокарточке нарисовал портрет героя. А потом как-то поутихли все. Перестройка, потом развал страны. Все это не в пользу нашей памяти, к сожалению.
Есть ли место для Ивана?
Слава Богу, Николай Ковтун успел собрать ценную информацию от старожилов, помогли и архивные данные.
Это было ровно 72 года назад. Тоже сентябрь. Ленинградская область, возле деревни Ивановка. Трое суток батальон, в котором служил Иван Приступа, отбивал атаки. Вражеский пулеметчик, засевший в укрепленном дзоте, не давал поднять нашим бойцам головы. И Приступа принял решение. Он ползком отправился к дзоту и, когда до него оставалось несколько метров, бросил гранату. Пулемет замолчал – рота бросилась в атаку. Но замолчавший пулемет вдруг снова ожил. И тогда парень в два-три броска достиг огневой точки, закрыл амбразуру своим телом. Ему шел только двадцать третий год.
– Достоверность этого факта подтверждается документами Минобороны СССР, – отмечает Николай Ковтун. – Из архивных источников известно, что два таких подвига были совершены в 1941 году: первым был политрук танковой роты Александр Понкратов. Вторым в конце ноября 1941 – комсомолец, рядовой Николай Сосновский из города Челябинска, и третий… А третьим может быть наш земляк Приступа. За полгода до легендарного подвига Александра Матросова (23 февраля 1943 года), который стал Героем СССР. К сожалению, подвиг нашего Ивана не получил широкой огласки. Даже награжден герой был посмертно орденом Отечественной войны 1 степени только в 1983 году. Но сегодня уже важнее другое – помним ли мы о своем герое?
В далекие восьмидесятые годы в Константиновке, узнав о подвиге земляка, вроде и улицу его именем назвать хотели, да перестройка всё замылила.
– А сегодня на территории области нет никого из его родных, детей он родить не успел, и что же, это повод забыть о герое? – Николай Ковтун высказывается от имени ветеранов Костанайского района. – Выдвигалось предложение назвать улицу его именем, присвоить имя героя школе, где он учился, установить мемориальную доску… Однако ничего из этого не было воплощено в жизнь. Может, потому что официального звания Героя у него нет? Да только закрыть амбразуру не рядовой поступок. Я считаю, к 70-летию Победы справедливость должна восторжествовать.
Николай Матвеевич добивается, чтобы фамилия Приступы появилась и на стене памяти в Парке Победы, ведь там сейчас как раз идет реконструкция. Он, немолодой человек, обивает пороги, звонит в акиматы и советы ветеранов. В ответ слышит одно: на переименование должна быть воля народа, то бишь местного населения. Вот и аким Садчиковского сельского округа Сактаган Байманов отметил:
– Ко мне никто из жителей поселка не обращался по поводу Приступы. Только Ковтун звонил. С предложением установить мемориальную доску. Но это же деньги, нам не выделяют на такие цели. Личные деньги кто ж даст? Я уже обратился к одному крупному ТОО с предложением проспонсировать это мероприятие. Пока ответа нет.
– А сколько примерно стоит такая доска?
– Точно не знаю, где-то 30 тысяч тенге.
Мы съездили в Константиновку, на родину Приступы. После указателя заканчивается асфальт и начинается прибрежный поселок. Уже с домами, а не землянками, как это было при Иване. Уже не с одним, а несколькими магазинами. Жизнь идет. Мирная жизнь, за которую и погиб Иван. Только здесь, признаться, об этом мало кто уже помнит. Его ровесники поумирали, земляки поуезжали, зато приехало много новых жильцов. И они про Приступу не слыхивали. Как же можно ждать от них инициатив? Тем не менее Николаю Ковтуну в районном акимате указали, что помочь в решении вопроса с Приступой может именно сельский сход. Честно говоря, в положительный результат мало верится. Разве что вынести этот вопрос на областное обсуждение. Ведь Приступа того достоин.
Их не знают в лицо
Эти две истории об одном – не важно, осталась ли родня у фронтовика, важнее, кто сохранит о нём память.
– Своих и чужих в этом деле не должно быть, – соглашается Булат Кинжибаев.
Он затеял в поселке Владимировка невиданное. Составляет книгу о войне, которая будет интересна именно молодежи. Не с сухими биографичными данными, а живыми историями и фотографиями. Не только тех, кто вернулся. Но и тех, кто без вести пропал, погиб в плену. Булат, заметим, не из местных. Он – военрук в школе и просто неравнодушный человек. А потому призывает всех нас в честь 70-летия Победы создавать такие брошюры о местных героях. С фотографиями, историями. И чтобы не забыть никого.
– Они, воевавшие и погибавшие за нас, всем нам, землякам, свои люди. Посмотрите, что на Украине творится. Фашисты поднимают голову. В деле памяти главное – успеть. Это ведь ниточка для наших пацанов. А не будет им за что зацепиться, другие их на удочку поймают. Идейных вдохновителей нынче хватает. Важно успеть вложить в души и головы молодых память о таких, как Приступа, Жумабаев, Баймагамбетов... Героев у нас хватает. Их бы еще в лицо знать.
Фото Ангелины Никулиной