«КН» завершают спецпроект о первых руководителях нашей области.
Остросюжетная летопись
Спасибо читателям – печатные и электронные версии каждого биографическо-политического очерка о региональных лидерах пользовались повышенным вниманием, а значит, успехом. Нам говорили, что летопись получилась остросюжетной, и это хорошая оценка, природу которой определяли откровенность, объективность, дискуссионность.
По той же причине наш проект назвали смелым, не обремененным конъюнктурностью. Хотя доля конъюнктурности была заложена: это 80-летие Костанайской области и это отражение этапов развития нашего государства – Республики Казахстан. Этапов поиска, в том числе персонального: кто поведет за собой регион, экономику, общество? Кто возьмет на себя ответственность, будет работать самоотверженно, честно? Такой вопрос стоит перед государством
независимо от формы общественного строя. Каждое поколение, как говорится, «на своей шкуре» испытывает качество власти. И журналисты не исключение. Пожалуй, мы первыми видим и понимаем, «кто пришел» и «чего ждать».
Не обрадуются и не обидятся?
Работая над проектом, мы понимали, что каждый, кто помогал составлять портрет главы области в тот или иной исторический период, опирался в том числе и на собственные с ним взаимоотношения. Порой читатели намекали, что более подробно, эмоционально и свободно наши эксперты говорят о Бородине, Демиденко, Князеве, поскольку «время их давно прошло, и они уже не обрадуются и не обидятся».
Категорически не согласен с этим. Наши публикации получили международную аудиторию благодаря Интернету и «сарафанному радио» – сами прочитали и другим подсказали, где искать. Тысячи посетителей заходили на сайт «КН», и это были не только любопытствующие, но и лично заинтересованные читатели, так как речь шла о родственниках, коллегах, земляках.
Мы понимали, что нет ни одной персоны, затронутой нашим проектом, к кому можно было бы отнестись легковесно, исходя лишь из симпатий или антипатий. Нелицеприятные оценки были высказаны по всем адресам, но одним досталось больше, другим – меньше. И здесь надо сказать еще об одном важном нюансе – о том, как воспринималась критика первых лиц читателями.
Кого мы недооценили?
Считается, что публика любит, когда ругают власть имущих, но нам никто не сказал, что кого-то мало «пропесочили». Наоборот, были высказывания, что проект и его эксперты недооценили, к примеру, Николая Трифоновича Князева. Что о его скромности мы говорили как о недостатке и «не заметили», как в труднейший период истории он пытался сохранить экономическую и политическую стабильность в регионе. Нам было сказано, что отдельные эксперты прошлись по Князеву поверхностно, что они его просто не знали, а кто знал, не понял.
Много было звонков по персоне Демиденко – более всего из районов области. Там сегодня живут бывшие руководители районного звена, в свое время познавшие все особенности его стиля работы. Правда, вспоминают больше «мелочи жизни». Как Демиденко встречали на полях и фермах, как он мог отказаться от предложенного обеда или ужина, ссылаясь на недостаток времени. Казалось бы, обед – личное дело каждого, какие могут быть обиды? Но люди обижались и держали в памяти эти эпизоды, чтобы напомнить о них сегодня. О чем это нам может говорить? О том, что публичность власти не имеет границ, как бы ни старались их воздвигать. Это не хорошо и не плохо – такова реальность.
Часовые пояса эпохи
В каждом очерке мы старались следовать принципу историзма, проще говоря, времени, в условиях которого действовал наш герой. Например, в годы освоения целины главе области надо было решать задачи той повестки дня, целинной. В период перестройки совсем другая тема встала перед властью и народом. А на первых этапах казахстанской независимости стояли совершенно иные проблемы, которые к сегодняшнему дню трансформировались в поиски точек роста и развития. Мы прошли по часовым поясам эпохи, перешагнули из 20 века в 21, из второго тысячелетия – в третье.
Откровенно говоря, нам хотелось бы, чтобы читатель сказал: как много мы сделали в своем регионе, как напряженно, но интересно мы жили. Хотя всегда сталкивались с проблемами, порой трудно разрешимыми.
Простой пример, за скобками проекта: дороги. Как газетчик, который имеет возможность в любой момент полистать подшивки, скажу, что дороги в годы Бородина и Демиденко оценивались в другом ключе, чем сейчас. Их строили, вкладывали огромные средства, они не были идеальными, но критиковать их качество позволялось только сверху.
А давайте вспомним хотя бы весну этого года в Костанае, когда все, у кого есть Интернет, честили дороги, власти, подрядчиков. Спустя пару месяцев дороги в городе привели в порядок – техника, технологии, материалы позволяют достаточно быстро решать такие проблемы, были бы деньги.
Порой мои ровесники задаются вопросом: а если бы тогда, при Бородине и Демиденко, был Интернет? Может быть, и те, о ком мы сегодня говорим с придыханием, получали бы не меньше критики, чем современные руководители. Но мыслящие люди знают, что история не подвергает оценке то, что не случилось и чего не было в природе.
Опасно отменять справедливость
Работать на государство, не щадя сил, – народ называет это патриотизмом и ждет его от власти. Мои наблюдения за первыми лицами области и высказывания наших экспертов позволяют с большой долей уверенности говорить о том, что советский патриотизм существовал на самом деле и приносил свои плоды. Патриотизм востребован во всякое время – он помогал развитию в советском государстве, он определяет наши достижения в независимом Казахстане. Как это качество проявляется в лидерах?
Участники проекта говорили о преимуществе советской кадровой политики. Можно не придавать большого значения отдельной судьбе или карьере, но таких судеб было много. Без ложной скромности могу сказать и о себе: заметили, выдвигали, помогали, хотя когда-то я учился на каменщика-бетонщика и босиком уходил из родной украинской хаты в большую жизнь.
Это не значит, что и сегодня нужно начинать так, как мы начинали. Но опыт показывает: молодые выдвиженцы, которые на себе не испытали житейских трудностей, которым пробивают дорогу и карьеру именитые родственники или деньги, как правило, не оправдывают надежд. Отошлем наших читателей к проекту: все руководители Костанайской области вышли из народа, из глубинки, все поднимались за счет личных качеств. В большинстве своем они не оторвались от реальной жизни, от тех чаяний, которыми живут массы. А это, как считают наши читатели, является залогом столь любимой народом социальной справедливости. С этой позиции они особенно часто и оценивают личность руководителя.
Сверхзадача проекта
У меня спрашивают: а для чего все-таки нужен был проект? Юбилей – это понятно, но есть же и сверхзадача? Есть!
Начну с того, что в 21 веке журналисты на каждом, условно говоря, шагу сталкиваются с тем, что люди не знают власть в лицо, по именам и фамилиям, по государственной работе. Активная часть населения, занятая в какой-то из сфер экономической деятельности, еще имеет шанс встретиться с крупным руководителем, выслушать его, получить полезную информацию.
Пассивная же, а это, к сожалению, и часть молодежи, отрезана от того, что мы называем национальной идеей. А она заключается во всестороннем развитии государства, региона, общества. Как это ни странно по сегодняшним идеологическим меркам, на подобный диссонанс можно не обращать внимания. Может быть, по этой причине власть не придает значения тому, что граждане увлечены сомнительными телевизионными сериалами больше, чем реальной судьбой своих детей, что люди не выписывают общественно-политических газет, не читают живых книг, не знают, к чему стремиться, куда идти.
Высказываются мнения, что можно жить и так: народ отдельно, функционеры – параллельно. Что касается последних, то это, может быть, и правильно. Функционеров можно не замечать, но власть не замечать нельзя. Каким бы демократичным и либеральным ни было общество, оно так или иначе связано с властью, с госполитикой, с «обоймой» персон, от которых на определенных этапах истории зависим и, по сути, никуда не можем от них деться. Мы видим, какие бурные, стремительные процессы идут сегодня в мировой политике. Они идут не в обход нас. Они идут нам в лоб. И мы не можем себе позволить оставаться непросвещенными людьми, затерявшимися в другом десятилетии и даже веке.
Более того, некоторые читатели, наверное, те, кто больше приближен к власти, говорят, что 3-4 года, которые отпускает Администрация Президента для работы в одном регионе, недостаточно для того, чтобы изучить область, ее проблемы, менталитет и проявить себя. Как минимум надо 6-8 лет.
О тех, кто берет на себя ответственность
Исторический период, который мы взялись освещать, занимает без малого 70 лет. Начали с Бородина, но и его предшественникам тоже досталось время трудное и очень важное. В 1936 году область была образована, далее шел суровый 37-й, а он не пощадил и политическую верхушку региона, потом была Великая Отечественная война со всеми ее тяготами.
Пройдут годы, сменятся поколения, но в памяти народа навсегда останутся люди, принявшие на свои плечи чрезмерный груз ответственности за судьбу области, за суверенное благополучие Казахстана. К таким людям в первую очередь относится наш Президент, Лидер нации Нурсултан Назарбаев и его команда. К ним с полным правом можно отнести и первых политических руководителей регионов.
Сергей Харченко
Коллаж Владимира Берёзкина