Сергей ФАХРИСЛАМОВ – сирота. Дом от государства он получил 20 лет назад. Жилье ветшает и разрушается все больше, а собственник – акимат города Костаная – не торопится его ремонтировать.
По Киевской
Сергей достает бумаги и почти вплотную подносит их к лицу – у него инвалидность третьей группы по зрению. Видит очень плохо. На левой руке нет пальцев – отморозил, когда спал. Дома. Зимой его жилище практически невозможно нагреть – крыша протекает, стены местами похожи на решето, нет входной группы. Хозяин говорит, что это еще он, как мог, обустроил свое жилище, которое ему выделило государство.
Двор небольшой, чувствуется, что хозяин не лентяй: есть небольшой огород, растут овощи. Картину портит груда строительного мусора: битый шифер, доски, явно бывшие в употреблении. Такое обычно остается после ремонта. Но тут наоборот – это все для ремонта. Привезли представители акимата города Костаная в ответ на многолетние хождения Фахрисламова по инстанциям.
Сергею 46 лет. В детский дом попал в два года, о том, кто его родители, не знает и никогда не пытался узнать. В восьмидесятых выпустился из детского дома, сначала помотался по Союзу, потом вернулся в Костанай. Несколько лет жил в подъездах, ходил по разным инстанциям и добивался, чтобы ему дали хоть какое-нибудь жилье.
В 1996 году мужчине выдали ордер на вселение в небольшой домик на улице Киевской. Одновременно с вселением у Сергея начался новый этап – он регулярно обращался в разные инстанции и просил помочь отремонтировать дом. Но все обращения оставались без ответа.
В 2006 году жилищные взаимоотношения с государством обрели иную форму: с акиматом города Костаная Сергей Фахрисламов заключил договор, согласно которому наймодатель (то есть акимат) обязался предоставить ему жилище в состоянии, отвечающем техническим, санитарным и другим требованиям. Плюс полный набор коммунальных услуг, возможных в данном населённом пункте. Но это ничего не изменило – дом продолжал ветшать и осыпаться.
Без объяснений
В прошлом году Сергею удалось попасть на прием к акиму города Базылу Жакупову. Тот пообещал направить к Сергею комиссию, которая должна была оценить состояние жилища. Весной нынешнего года пришел представитель акимата. Последствием этого стало появление во дворе того самого «строительного мусора» – шифера и старых досок.
А в июле Сергей получил официальные письма. В одном из них значилось, что работники отдела строительства акимата г. Костаная и отдела ЖКХ провели осмотр жилья и согласились с тем, что дом находится в неудовлетворительном состоянии. Сообщили, что идёт работа по привлечению спонсоров из числа строительных организаций. В другом письме было указано, что ремонт в доме пока невозможен: нет стройматериалов. Вот пока лишь то, что привезли. И теперь неизвестно, привезут ли еще что-то. А зима все ближе. Что теперь делать инвалиду? Мужчину беспокоит еще один важный момент: кто же будет делать этот ремонт? Он, почти незрячий и без пальцев?!
– Какой-то косметический ремонт я бы, может, и осилил, – говорит Сергей. – Но ведь здесь требуется ряд строительных работ, стены сыплются, вон, все кирпичи наружу...
Нанимать людей для строительства ему не на что. Живет на пособие – 24 тысячи тенге. Большая часть этой суммы уходит на оплату коммуналки. Зимой только за свет около восьми тысяч тенге. Сергей с большим трудом собирает деньги на уголь-дрова, самый минимум, чтобы не замерзнуть. И в холода дома редко снимает зимнюю одежду.
Все «прелести» своего житья-бытья мужчина не раз описывал в письмах, которые направлял в акимат. Рассказывал лично.
Но теперь и это невозможно: в последний раз, когда он пришел в кабинет №104 и попытался еще раз записаться на прием к акиму, ему отказали. Без объяснений. «КН» по этой теме направили запрос в акимат города. И обратилась к юристам с вопросом: может ли Сергей подать в суд на акимат? Кстати, в договоре указано, что есть пункт, согласно которому в случае невыполнения обязательств акимат должен возместить Сергею причинённый материальный ущерб.
Имеет право
– Обратиться в суд мужчина может, – говорит адвокат Светлана Абдрашитова. – В Законе о жилищных отношениях обозначено, что местные исполнительные органы обеспечивают организацию мероприятий по сохранению и надлежащей эксплуатации государственного жилья. А в статье 189 Гражданского кодекса написано, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено договором. В договоре между Сергеем Фахрисламовым и акиматом не обозначено, что наниматель должен ремонтировать жилье за свой счет. Правда, там сказано, что наймодатель обязуется не содержать жилье, а лишь предоставить его соответствующим обозначенным нормам. Если есть акт о состоянии жилья на то время – в суде Фахрисламову было бы намного проще.
Сергей разводит руками: из подтверждающих документов у него лишь письма-обращения в акимат. Кстати, там хватились, что у мужчины устаревшая документация (ордер на квартиру), только после того, как Сергей в 2005 году впервые обратился с просьбой помочь с ремонтом. Нет, из акимата никто не приходил и жилище не осматривал. И акта не составляли. Фахрисламова просто вызвали в акимат и заключили с ним договор. Собственно, и выбора не было – или подписать, или оказаться вовсе без прав даже на это жилище.
– Да кто бы мне что тогда объяснял?! – машет рукой Сергей. – За все эти годы на мои просьбы откликнулся только один человек – бывший заместитель председателя областного филиала партии «Нур Отан» Римма Бектурганова. Она помогала мне. Благодаря ей удалось провести воду в дом, а то еще и на колонку приходилось за ней ходить. Теперь же я не знаю, к кому еще можно обратиться. Неужели так и погибать здесь?
Выходим во двор. Звонким лаем нас провожают три четвероногих охранника. Один из них, Барон, ластится к хозяину, поглядывает на нас искоса. Его Сергей совсем недавно вылечил от инсульта. Выкроил из своих скудных средств деньги на визит к ветеринару. Дети на улице знают, что сосед выхаживает раненых собак. Вот недавно принесли щенка – у него нога перебита. Сложный перелом, внутренний. Сергей уже обзвонил всех знакомых ветеринаров, но пока не может найти того, кто может помочь жалобно скулящему щенку. Но он надеется, что все получится. Заботиться о других он умеет лучше, чем о себе...
Мария ШИЛО
Дарья МАТВИЕНКО
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО