Честно говоря, коты здесь ни при чем. Но именно эта фраза из Булгакова приклеилась ко мне в транзитной зоне Минского аэропорта.
Причем на месте нежелательного четырёхлапого посетителя оказалась конкретно я. Впрочем, не только я, но и другие пассажиры, следующие в Костанай.
Вы, знаете, что такое duty free? Это магазины, как правило при аэропортах, которые торгуют беспошлинным товаром, то есть по цене, которае не включает некоторые виды акцизов, а также НДС, но при условии – ваша покупка должна быть вывезена из страны.
Я не большой любитель duty free – покупки того же парфюма в родном Костанае обходятся, как мне кажется, ненамного дороже. Однако в транзитной зоне я должна была провести несколько часов и от нечего делать прохаживалась по бутикам. И когда решила купить коробку дорогих шведских конфет, девушка-продавщица, приветливо улыбнувшись, попросила билет, чтобы узнать пункт моего назначения. А когда узнала, вся приветливость ее куда-то улетучилась. «Тем, кто в Костанай, ничего не продаем!» – отрезала она.
Я, конечно, человек ко всему привыкший, но тут опешила. А когда пришла в себя, то все же поинтересовалась: «А почему?» «Да потому что Казахстан входит в Таможенный союз», – сухо ответила девушка и ласково улыбнулась – правда, улыбка относилась уже не ко мне, а к другому покупателю. И это выглядело как-то унизительно для костанайца, казахстанца. И было горестно наблюдать за одной из своих землячек, которая ходила от одного бутика к другому и растерянно спрашивала: «А костанайцам здесь тоже ничего не продают?» Тут фраза из Булгакова ко мне и приклеилась – с котами нельзя!
А почему нельзя? Конечно, я понимаю, что таможенное пространство с Беларусью и Россией у нас одно, но это ведь преференции для бизнеса. А для рядового обывателя все выглядит не так здорово. Всякий раз, бывая в Минске транзитом, для того чтобы просто выйти на вокзальную территорию, я заполняю миграционную карточку, мне ставят печати в паспорте, фотографируют. Из чего делаю вывод, что мы с Беларусью – разные страны.
Кстати, в Евросоюзе так бы и подумали. Во всяком случае, до наплыва мигрантов. Представьте, что из Дании я, гражданка отнюдь не Европейского союза, прилетела во Францию, ни разу не предъявив даже паспорта – дочь взяла билеты на свое имя. То же самое было в отеле. А в Дании мне лишь однажды понадобился паспорт – оказалось, что иностранцам при покупке (недешевых, конечно, вещей ) делают скидку.
Я за любые союзы с бывшими республиками СССР, потому что, наверно, помню, как это было здорово – ездить в Прибалтику или в тот же Минск, Киев, Ташкент, просто купив билет на поезд или самолет. И никаких тебе пограничных постов, таможенных досмотров. Опыт Евросоюза показывает, что можно жить в своей стране и в то же время в едином не только экономическом, но и социальном, культурном пространстве. А что показывает этот микроскопический, с точки зрения государства, инцидент в Минском аэропорту? Только то, что интересы бизнеса и интересы простого гражданина могут не совпадать, и этот момент разработчикам глобальных идей и программ надо как-то учитывать.
Галина КИМ