В Костанае ради того, чтобы устроить ребенка в определенную школу, родители прописывают его даже в магазине.
Регистрация по месту жительства в районе учебного заведения дает первостепенное право в нем учиться. Руководство школ знает об аферах с этим делом, но разводит руками. Нет полномочий, чтобы прекратить безобразие, из-за которого множатся и забиты до отказа первые классы.
Эксперимент
– Здравствуйте. Мне посоветовали позвонить по вашему номеру. Я по поводу регистрации (читай – прописки. – Прим. авт.) по вашему адресу.
– А зачем вам это нужно?
– Хочу, чтобы ребенок учился в школе в центре города.
– Что-то вы припозднились. Учебный год ведь уже начался.
– То есть, увы…
– У меня есть один первоклассник. Хватит.
– Может, кого-то посоветуете?
– Оставьте свой номер телефона. Возможно, получится вам помочь. Если нет, то поищите летние номера газет с объявлениями.
Получилось. Через пару дней на наш телефон со скрытого номера перезвонил мужчина, который согласился на фиктивную регистрацию. Сказал, что проживает в районе магазина, который по старой памяти называют «Детским миром». О деталях предложил поговорить при личной встрече в центральном парке.
– О цене можно узнать заранее?
– 15 тысяч тенге. Но имейте в виду, регистрация временная. Месяца на три, не больше, – последовал ответ в телефонную трубку.
– А проблем не будет, вдруг проверка?
– Раньше, в принципе, проблем не возникало.
Доводить дело до конца необходимости не было. Убедились в том, что предложения есть. А тех, кто им воспользовался, и без нас хватает. В итоге в некоторых школах областного центра первоклассников в этом году больше двухсот! Количество учеников в классах даже превышает санитарные нормы. При таком раскладе мечтать о том, чтобы дети занимались только в первую смену, не приходится.
Доверяй – не проверяй
По неофициальной информации, фиктивной регистрацией первоклассников в центре Костаная славится дом-малосемейка по адресу: улица Чехова, 106. В некоторых квартирах прямо-таки демографический взрыв: из года в год выдают по первокласснику. И даже не по одному.
– Действительно, из этого дома много первоклассников, – подтверждает директор средней школы №1 Сания Шарипова. – И есть подозрения, что некоторые из них зарегистрированы по адресам фиктивно. Вот, например, ребенок прописан в квартире в центре города, а домашний телефон, который указывают родители, района железнодорожного вокзала. Ну как тут не усомниться?!
Впрочем, говорит директор Сания Шарипова, и без того понятно, когда прописка, скорее всего, фиктивная. Достаточно взглянуть на дату регистрации, которая указывается в адресной справке. Аккурат перед записью в школу. Да, нельзя исключать, что семья переехала. Но уж больно массовый одномоментный переезд случается в центр города в период приема детей в первый класс.
– Бывают даже такие случаи, и этот год не исключение, когда в одной квартире зарегистрировано по нескольку детей из разных семей, – говорит Сания Шарипова.
– И вы их принимаете?
– Обязаны, если есть адресная справка. Перепроверять, прежде чем записать ребенка в школу, на предмет того, совпадает ли фактическое место проживания с пропиской, не имеем права. Можем только в случае сомнений предупредить родителей об ответственности.
– И каков результат?
– Мало на кого действует. Более того, родители начинают скандалить, жаловаться. Видели бы вы, какая накаленная обстановка была у нас в июне-июле.
В школе №1 не исключают, что в этом ученом году именно фиктивная регистрация серьезно пополнила ряды первоклассников. Пришлось открыть еще один – седьмой (!) по счёту – первый класс.
– Скоро сможем точно судить о том, с большим ли обманом имеем дело, – говорит Сания Шарипова. – Учителя начали поквартирный обход семей первоклассников. Это делается для ознакомления с жилищно-бытовыми условиями семьи. Мы делаем все возможное, чтобы нам открыли дверь. Но по некоторым адресам, увы, так и не удается попасть в квартиру. И очевидно, когда нам препятствуют.
– А если вам все-таки удастся убедиться в том, что ребенок не проживает по адресу, где зарегистрирован? Какие меры можете предпринять?
– И снова можем только беседовать с родителями. Но не имеем оснований отчислить уже принятого в школу ребенка из-за несовпадение фактического и документального адреса проживания.
Острый вопрос
– Это очень хорошо, что вы подняли такую тему. Для нас это серьезная проблема. Особенно остро она стала в последние пару лет, – говорит Гульфия Дандыбаева, директор средней школы №2. – Ведь и так первоклассников прибыло. Естественный прирост. А тут еще и фиктивная регистрация, порожденная большим желанием родителей устроить детей в некоторые школы. В частности в нашу. Я не видела объявления об оказании такой услуги. Но слышала, что были летом в газетах. С предложением регистрации по адресу школ №1, 2 и 23. Речь вроде бы шла о цене услуги 20 тысяч тенге. К сожалению, у нас нет полномочий, чтобы как следует этому противостоять. По сути, лишь беседа с родителями. Но толку от этого мало. Разве только в том случае, когда факт фиктивной регистрации совсем уж очевидный. Например, в этом году к нам пытались записать в школу пять первоклассников из разных семей, но числящихся зарегистрированными по одному адресу. Ранее был даже случай прописки в магазине. Приятно, конечно, что к нам стремятся устроить учиться детей. И мы бы всех желающих взяли. Но школа ведь не безразмерная. Проектная мощность нашего учебного заведения 1176 учащихся. А их более 1500.
– Как много первоклассников, по вашим подозрениям, поступило в этом году в школу по фиктивной прописке?
– Боюсь быть голословной. Хотя прикинуть несложно. Мы ведь всех своих детей знаем. Ежегодно обходим квартиры, дома. Записываем детей с рождения. Поэтому и без адресной справки видим, кто из пришедших новенький в нашем районе. Но раз уж пришел с адресной справкой, обязаны принять. Тем более что перепроверить догадки – имеем ли дело с фиктивной регистрацией – сложно. Вот, например, уже в этом году учитель пошел по адресу прописки первоклассника для того, чтобы посмотреть условия проживания. В рамках всеобуча это делают все школы. Заодно хотели убедиться в том, что ребенок вообще живет по адресу, так как были сомнения. А хозяева жилья вызвали полицию. В итоге не им, которые, скорее всего, закон нарушили, досталось, а учителю. Задержали педагога до выяснения: кто, зачем, на каких основаниях.