О том, как грамотно инвестировать в производство молока и мяса, почему важно это делать именно сейчас и чем молодое поколение бизнесменов отличается от предпринимателей, начинавших в девяностые? Об этом в интервью с генеральным директором ТОО «Арай-Холдинг» Виктором Соложенковым.
Всю прибыль – в инвестиции
– Виктор Иванович, вы крупный и опытный инвестор. «Арай-Холдинг» в этом году отметил 25-летие. Какой этап был наиболее подходящим для инвестиций?
– На первом этапе мы собирали с миру по нитке. Продавали кольца, вкладывали семейные накопления, брали займы. Для того, чтобы завезти товары на территорию Казахстана из Турции, из России. На втором этапе привлекали товары по принципу консигнации (условие продажи товаров через склады посредников. – Прим. авт.). Товары на консигнацию брали из России, Польши, Германии. Заработали – вложили деньги в приобретение производства. Третий этап проходил через банки, то есть брали кредиты. Вся прибыль до 2000 года вкладывалась в инвестиции. Покупали сельхозпредприятия, новое оборудование, новые заводы. Первый завод в Костанайской области по производству напитков в пластиковых бутылках – «Арая», первый современный спиртзавод – «Арая», первый завод по линии розлива водочного производства тоже был наш.
– Вы сильно рисковали, инвестируя в новые заводы?
– В то время нет. У нас были бизнес-планы, и они показывали, что риска нет. Потому что был хороший рынок сбыта. Была отличная ниша, куда можно было реализовать продукцию. Мы не просто брались за бизнес – проводили маркетинг, и только затем вкладывали деньги в производство, занимались реализацией.
– Сейчас у вас такие же подходы? Маркетинг, продуманность, рынки сбыта?
– Менялось время, менялись и подходы. Мы корректируем планы в зависимости от рынка и сроков окупаемости своих проектов. Если первые наши проекты окупались, грубо говоря, в течение полутора-трех лет, то потом мы брались за проекты, которые окупались в течение 5-7 лет. Потому что скорострельные проекты сошли с повестки дня. Но если мы видели, что времени уйдет больше, чем семь лет, отказывались от таких проектов. И только когда подошли к строительству молочно-товарных ферм, когда государство нам помогало инвестициями КазАгроФинанса, тогда мы пересмотрели свою позицию по срокам окупаемости. Мы посчитали, что если бы строили за счет своих средств, то срок превышал бы 12 лет. А когда мы получили льготное кредитование от государства, окупаемость просматривалась на восемь лет – это уже было более приемлемым. На каждом этапе окупаемость удлинялась, но есть ли выгода, всегда показывает рынок. Производство молока растет, спрос на него не падает – поэтому мы вкладывали деньги в предприятия, которые далеко не сразу давали отдачу в рамках наших традиционных установок. В бизнесе так говорят: если за 5-7 лет окупается, это хорошо. А мы уже пошли на более чем восемь лет, потому что это нужно для нашего дальнейшего развития, структуры производства.
Снижение себестоимости – рыночный механизм
– Производство молока, мяса – это модные отрасли или они дают реальную перспективу?
– В продукты питания, в сельское хозяйство в нашей местности вкладывать сегодня очень выгодно. Эта продукция, мы считаем, будет остро актуальной еще лет 10, а в принципе она востребована всегда. Был период даже в недавнем прошлом, когда мы продавали мясо ниже себестоимости. Но я говорил, что «Арай-Холдинг» видит выход в снижении себестоимости продукции. И нам удалось повысить эффективность производства. Это рыночный механизм: падают цены и спрос на продукцию – снижай ее себестоимость. Мы включили свой механизм, а тут и рынок оживился, реализация мяса идет, и цена на него немного поднялась, так что мы работаем хотя и с минимальной, но рентабельностью.
– Что значит инвестировать в молоко и мясо? Это вложение денег в породу, в пастбища, в оборудование?
– Именно так: вкладывая в мясо, в молоко, мы инвестируем в отрасль. А это и производство кормов, соответственно, с нужной техникой, это пастбища, их окультуривание, это высокопродуктивный скот, это специалисты. Сегодня нужны грамотные операторы техники – их надо готовить. Скажу так: инвестиции дают чувство надежности, защищенности бизнеса. Потому что строится долгосрочный фундамент производства, а в этом заинтересовано и государство.
– Если не секрет – много ли денег вкладывает «Арай-Холдинг» в производство?
– В прошлом году мы вложили порядка 1,1 миллиарда тенге, в этом – уже 600 миллионов тенге. Купили комбайны и другую технику, делаем капитальные ремонты – это все оборотные средства нашей компании.
– Вы говорили о государственной поддержке – насколько велика ее роль?
– Государство сегодня очень много помогает. На нас работают несколько государственных программ, в том числе «Дорожная карта бизнеса – 2020». Аграрному сектору предоставляются субсидии, льготное кредитование, благодаря которому «Арай-Холдинг», к примеру, построил молочно-товарные фермы. В аграрном бизнесе мы видим задействованными все рычаги государства по привлечению инвестиций.
Не разочаровались
– Вы считаете, государство выбрало правильные направления, ориентируя бизнес, например, на приобретение породистого племенного скота из ближнего и дальнего зарубежья? «Арай-Холдинг» тоже приобретал дорогостоящий крупно-рогатый скот. Вы не разочаровались?
– Не разочаровались. У нас сегодня уже второе поколение КРС, и мы получаем хорошие результаты по надоям. Единственный минус: средств на все не хватает, я имею в виду реализацию госпрограмм. Но это может говорить и о том, что бизнес активнее, чем предполагалось, участвует в этих программах. Конечно, мы обязаны учитывать и кризис. Но даже в условиях кризиса государство делает максимальные усилия, чтобы мы развивались, открывали новые проекты, давали людям работу.
– Какие сегодня цели у инвесторов? Это капитализация собственной роскоши или это общее благо?
– Сейчас, когда надо заниматься снижением себестоимости, затрат, повышением производительности труда, оптимизацией, никто не работает на роскошь. Все думают об эффективности производства, поэтому отношение к деньгам поменялось. Деньги стали более тяжелыми, а точнее – заработанными. То есть сегодня зарабатывать трудно. Легких денег сейчас нет.
– Но, может быть, кто-то скажет, что уже достаточно инвестировать, коль деньги стали тяжелыми?
– Никогда! Сельское хозяйство надо хорошо инвестировать как минимум еще 50 лет. А может быть, и более, если вести речь о том уровне, который есть сегодня в Европе, в США, в Израиле – это наиболее развитые в аграрном плане страны.
– Стартовый бизнес «Арай-Холдинга» тоже требует инвестиций?
– Мы приостановили производство водки и спирта, к сожалению. Поэтому перед нами сегодня стоит вопрос: куда инвестировать, в какие ниши? Деньги есть, но мы хотим не просто инвестировать в производство, а искать рынки сбыта. Только по итогам маркетинговых исследований можно будет вкладывать деньги в новые проекты. Пока таких новых направлений мы еще не нашли. Но ищем.
Прагматичные идеи
– Наши аграрники, когда приезжает Президент, всегда имеют в запасе вопросы. Так нередко продвигаются идеи…
– Единственное, о чем надо просить государство, так это обеспечить стабильность и поддержать деньгами, когда мы замахиваемся на большие проекты. Государству сегодня уже не надо выдвигать новые направления в аграрной сфере. Во всяком случае, до тех пор, пока мы на 100 процентов не отработаем уже заданные госпрограммами темы. Где-то добавить денег было бы хорошо.
– Скажите откровенно: молодежь – ваши дети и дети ваших коллег – способна двигать аграрный бизнес дальше?
– Молодежь, как говорится, продвинутая. Она отличается от нашего поколения, и она ищет свои ниши в бизнесе. Я бы сказал, что молодые люди более предприимчивые, чем мы. В то же время им труднее. Например, мы на заре рыночных отношений могли взяться за любое направление. Кто-то производил продукты питания, кто-то – ширпотреб и так далее. А сегодня скажите навскидку: куда вложить деньги? Чтобы проект пошел и дал отдачу. Трудный вопрос. Но они все-таки лезут вперед, даже если это какая-то мелочь для рынка, все равно берутся. Поэтому их надо поддерживать, они действуют в более жесткой среде. Они пришли в бизнес в период острой конкуренции, в период глобальных кризисов. Но мы должны на них рассчитывать – это будущее страны.
– В Костанайской области вести дело труднее или легче, чем в других регионах Казахстана?
– Сравнений делать не хочу, но мы все понимаем, что надо толкать вперед обрабатывающую промышленность. Условия для этого есть. Но и аграрный сектор еще не все исчерпал. В нашем регионе, как мы с вами уже однажды говорили, надо хорошо поработать в дотационных районах – Амангельдинском, Жангельдинском, Аркалыкском. В тех краях надо увеличивать инвестиции как минимум в 10 раз. Там есть земля, пастбища, вода и есть люди. Но не хватает средств для развития животноводства и других сфер экономической деятельности. Если там делать ставку на овцеводство, значит, инвестиции именно в это направление и должны быть направлены. Но или Торгайский регион надо подтянуть к рынку, или рынок к нему. Интересно и то и другое. Бизнес – это настоящее дело, которым стоит заниматься всю жизнь.
– Спасибо.