Сегодня мой день – День пожилых людей.
Я долго о нем ничего не знал. Оказывается, в 1991 году на 45-й сессии Генассамблеи ООН был провозглашен Международный день престарелых. В русскоязычной среде его переименовали в не столь обидное – пожилых. О том, как его праздновать, никто не рассказал. Пришлось изобретать свои незамысловатые варианты: кому-то из пожилых подарят мешок муки, кому-то накроют стол в кафе или передадут на дом конвертик с теньгушками. Других вариантов я не припоминаю. Хотя для многих ветеранов и этот один день из 365 выглядит как оконце, с которого сняли ставни...
Но не будем о грустном. Абсолютно убежден, что осенний возраст имеет свои золотые длинные денечки, которых гораздо больше, чем нам порой представляется. И они, эти денечки, произрастают из нас самих, из нашего мышления, образа жизни. Я сейчас это докажу на реальных примерах. Но сначала о заблуждениях.
Избавьтесь от тунеядцев
«Лекарство от старости уже в аптеках!» Блин, а я думал, что здесь только шипучие таблетки от похмельного синдрома и мазь «Бодяга» от засосов. Нас тотально перековывают в безликий потребительский фарш. Суют сюда, что ни попадя. В интернете Малышева, алтайские шаманы и пчеловоды Бурятии поют нескудеющие мантры своим методам продления потенции как важного показателя залога долголетия. Сыроеды рекомендуют от всех болезней есть сырое, веганы – траву, а доктор Агапков говорит на ТВ, что все это полная чепуха и обман.
А я смотрю на розовощеких старичков и старушек с невероятно ровными белоснежными зубами с глянцевых рекламных буклетиков и думаю, почему же за всю историю человечества никто из царей, королей, китайских императоров и генеральных секретарей ЦК КПСС с их-то возможностями не дожил хотя бы до возраста моей покойной бабушки, улетевшей на небо в 96 лет? А ведь в жизни сухопарая старушка не видела чудных заморских яств, спа-салонов и антицеллюлитных средств. Ела лебеду не потому, что мяса не хотела, а потому, что была коллективизация, война и разруха. Пахала на колхозных огородах, как раб на галерах.
В современном мире выросла целая индустрия шарлатанов и псевдомедиков, жирующая на прослойке доверчивых пенсионеров. Запомните: если у осла отрежут уши, он все равно не станет лошадью. Так и здесь: если вам предложат с бешеной скидкой чудо-аппарат для искрометного излечения от геморроя, это еще не повод верить лучезарным тунеядцам. В мире, к сожалению, куча болезней, перед которыми бессильна научная медицина. Но это не повод содержать ораву нахрапистых псевдонаучных медиков. За эти деньги лучше полюбите себя. Килограмм яблок будет лучшей альтернативой таблетке, от которой якобы у великого кормчего Мао никогда не болели зубы. Просто подумайте, где Мао, а где – вы.
Мыслите позитивно
Я еду на охоту. Ловлю рыбу. Гуляю с собакой. В кафе обсуждаю под вино кино. Это все – моя нехитрая жизненная схема того, как увеличить продолжительность жизни. Человек, ориентирующийся, образно говоря, в трех соснах, легче адаптируется к окружающим условиям. И наоборот, психологически человек погружается в состояние старости, беспомощности, когда он теряет свое значение для окружающих. Или, что тоже немаловажно, занижает собственную самооценку. Чтобы этого не произошло, просто подружитесь с парой гнедых – мозговой активностью и физическими нагрузками. Они вас приятно ушатают и зарядят. Реальные примеры на каждом шагу.
Валентин Юрьевич Михайлов, 78 лет. Высокий, сохранивший стройность, с видимой внутренней свободой. Этот человек девять лет возглавлял крупнейший в области «Кустанайсельстрой-13» и семь лет был мэром Костаная (председателем горисполкома). Три года назад я видел его в составе строителей, возводивших дамбу на Желкуарском (г. Житикара) водохранилище. Насчет внутренней свободы – понятно откуда: «У меня никогда не было ни магазина, ни лавки. Во-первых, этого не принимает моя натура. Во-вторых, многие ушли в бизнес с партийными деньгами. Я же в такие игры никогда не играл». Это он сказал однажды в интервью «КН». Наверное, действительно, когда душа свободна от переживаний за сундуки, полные злата, меньше и морщин на лице. Зимой Михайлов становится на лыжи, летом на даче, неприхотлив в еде и много читает. Медики его бы похвалили: каждый год приобщения к новой информации, по мнению ученых, сокращает риск заболеваний на 11 процентов.
Из той же когорты Аркадий Денисов, 75 лет. Никогда не задавайте ему вопрос о том, как в его возрасте удается почти ежедневно пробегать 4-5 км трусцой, подтягиваться на турнике и почему он только год назад завязал с серьезными соревнованиями – вы обречете себя на слушание долгой лекции. Впрочем, она того стоит. Вот лишь краткая выжимка из нее: «Я с удовольствием делаю зарядку. Это уже стало комфортной привычкой. Год назад я еще тренировал мыщцы, а сейчас моя задача – тонизировать их. Все просто: отсутствие мышечной активности съедает до 20 процентов продолжительности жизни за счет образования склероза артерий. Мне это надо? Ем все, поскольку считаю, что пища – это один из важнейших ингредиентов удовольствия». Насчет мозговой активности я у Аркадия Семеновича не спрашивал: вещь очевидная – он активно публикуется в СМИ, не пропускает ни одной театральной или концертной постановки, в курсе всех политических новостей.
Мои кумиры в этой подборке продуктивного долголетия – Андрей Степанович Удовицкий и Анатолий Евстафьевич Коваленко. Обоим по 75. Первый всю жизнь изобретает сорта картофеля, автор множества книг, который, если не пишет, то обязательно на исследовательских делянках сельхозинститута в Заречном. Классно делает вино из одуванчиков. Улыбчив и доброжелателен. Спросить у такого про здоровье – язык не поворачивается. Оно отражается на его вечно загоревшем лице.
Коваленко вообще без возраста. Худощавый, вечно в движении. Между нами я называю его Голубоглазый Ковбой. Он, по сути, им и является: вооружен удочками, метко стреляет, спит в палатке, бесконечно воюет со столичными бюрократами, которые своими «инициативами» грузят свинцом деятельность возглавляемого Коваленко областного Общества рыболовов и охотников. Он мудр, сдержан в эмоциях и надежен, как ковбой из вестерна «Великолепная семерка».
Конечно же Анатолий Евстафьевич, как и все другие люди его возраста, сделан не из железа. Исследователи утверждают, что на наш биологический возраст влияет около 200 показателей. Экология, стрессы, жадность, зависть – все против нас, не бессмертных. Но – удача! – какими бы ни были эти результаты, человек, который не ищет в себе следы преждевременной старости, как правило, полон сил и его внешность не претерпевает кардинальных изменений.
Этот вывод я позаимствовал из одной умной медицинской статьи. Но он нисколько не расходится с моими личными геронтологическими умозаключениями на примере многочисленных моих знакомых, перекочевавших в добром здравии из прошлого века в век нынешний. Но мы, слава Богу, не знали войны и голода. Сделайте этот плюс еще одним козырем в борьбе с собственной старостью. Нет мора, чумы, лихорадка Эбола далеко, конец света ясновидцы постоянно отодвигают – так какого черта нам печалиться? Я бы над каждым диваном 60-летнего человека повесил это напоминание, чтобы не было соблазна залечь в приятную летаргическую созерцательность – обездвиженность, в том числе и мозговая, в рекордные сроки превратит вас в предмет стареющей мебели.
Сотвори себе кумира
И последний аккорд. Я не верю в бессмертие и в то, что жизнь до 120 лет – благо. Всему свое время. Тут важно найти для себя психологический прием, облегчающий скорбные моменты бытия. Ну, например, когда я сажусь в стоматологическое кресло, что само по себе уже пытка, я вытаскиваю из кладезей памяти пример Валентина Дикуля. Он мой ровесник, пенсионер. В 15 лет в цирке получил сотрясение мозга и десять переломов, в том числе был травмирован спинной мозг, из-за чего у Валентина парализовало ноги. Это разве можно сравнить с моей зубной болью? В больнице, вопреки всем уговорам, он занялся собственной реабилитацией. Терпя боль и усталость, он выполнял силовые упражнения и изучал медицинскую литературу о позвоночнике, собирая необходимую информацию. Метод сработал, и через некоторое время Дикуль вновь вышел на арену цирка.
Позднее Валентин Иванович на собственном опыте разработал уникальную систему реабилитации людей с травмами спинного мозга – когда поврежденные мышцы заставляют вспомнить их прежнюю функцию и выполнять движения. Ученый-тяжелоатлет преподает эту методику в университетах уже более двадцати лет. В 68 лет у него семилетний сын, а в недавней передаче Юлии Меньшовой «Наедине со всеми» Дикуль на полном серьезе возмечтал еще о паре сынишек...
Вот я и думаю: Дикуль сумел, а почему бы и нам с пенсионной книжкой махом не взбежать на пятый этаж попить к кому-нибудь чайку? Главное, чтобы в этот момент не оказаться на необитаемом острове. Все остальное – поправимо.