Это на Западе пожилой человек своим возрастом по-настоящему наслаждается, если у него, конечно, нет болячек. Но даже если заболеет, то врачи о нём позаботятся на совесть. А у нас?
Свекор одной моей знакомой, американец, которому около 80 лет, перенес операцию по замене сустава. Уже после выписки в его дом каждый день приходил медбрат, который помогал реабилитироваться, разрабатывать коленный сустав. Еще он в целом контролировал самочувствие старика. В Израиле в больницах основные пациенты – пенсионеры. И к ним трепетное отношение. Даже если тебе 90 и есть показания к оперативному вмешательству, его проведут. Главное – чтобы человек жил здоровым и счастливым. У нас же многие врачи, нарастившие за годы работы броню, не намерены так хлопотать за больным. Особенно если ему давно за шестьдесят…
Жительница нашей области, когда ее отцу стало плохо, не стала дожидаться скорой, сама привезла его в больницу из отдаленного поселка. В приемном покое молодой врач разговаривал очень грубо. Мол, чего привезли: возраст, куча хронических заболеваний, которые лечить надо в поликлинике на месте. А человеку было плохо в то время, пока врач, который должен, казалось, помочь, отчего-то с помощью тянул. То ли дело в цинизме и невоспитанности специалиста, то ли в айджизме (дискриминация по возрасту).
Понимаю, когда речь идет о необоснованной госпитализации: прокапаться, профилактики ради таблеточки попить. Здесь, безусловно, добро пожаловать в дневной стационар. Но экстренная помощь на то и экстренная, что требуется людям любого возраста. Особенно когда родным непонятно, что случилось с их близким человеком, и они боятся не успеть.
А у жителей поселков, где и врачебной амбулатории порой нет или узкого специалиста в глаза не видели, и вовсе выбора нет: или дома лежи, или в город быстрее. Известны факты, когда в райбольницах старичкам просто снимают болевые симптомы и выписывают. А причину плохого самочувствия и не ищут вовсе. Зачем? Старенькие же...
И вот ведь какая штука, никто вам официально не скажет, что диагноза «старость» достаточно, чтобы не госпитализировать больного. Можно придумать множество причин, чтобы отказать в той госпитализации. Даже в плановой. «Врач в отпуске» – например. Сегодня о трудностях госпитализации стариков говорят лишь они сами да их родные. Между собой. Те, у кого есть связи, всё равно устраивают своих в больницу, несмотря на прозрачную систему госпитализации. Те, у кого связей нет, уже ни во что не верят.
Одна медсестра мне без обиняков так и сказала: «А что с пенсионера взять? Еще, не дай бог, умрет, статистика будет испорчена». Кстати, насчет «умрет». Зачастую, когда пожилые костанайцы умирают, родных вынуждают соглашаться на вскрытие, чтобы установить причину смерти. Это создает в семьях дополнительные стрессовые ситуации. А вот если бы старики лежали в больнице, а не дома, достаточно было бы диагноза, чтобы установить причину смерти. Очереди в поликлиниках многие из них уже не могут осилить.
На меня, наверное, обидятся врачи. Те, кто относится ко всем одинаково, кто следует зову сердца – помогать и лечить. У них я прошу прощения, потому что в любом стаде, к сожалению, есть место и для паршивой овцы. А она, как известно, портит всё стадо.
Между тем продолжительность жизни в Казахстане растет и уже достигла в среднем 70 лет 4 месяца. На днях Министерство здравоохранения и соцразвития поставило новую задачу – увеличить продолжительность жизни в среднем до 80 лет. Улучшит ли это качество медицинских услуг и сделает ли врачей сострадательнее – вопрос, на который у меня нет ответа.