С подачи читателя «КН» в Костанае выявлено жутко устроенное, но при этом легально работающее пищевое производство.
Как скоро государственные защитники прав потребителей отработали жалобу гражданина? Сколько времени еще им потребуется на то, чтобы приостановить работу этого предприятия? В конце концов, как мы докатились до такого случая?
Волосы дыбом
Жительница Костаная Елена Демидова (имя изменено. – Прим. ред.) искала работу. Нашла подходящее объявление: частному лицу требовался помощник кондитера.
– Зарплата небольшая. Но зато работа по профессии. Для меня это важнее, – рассказывает Елена, которая несколько лет назад получила диплом технолога хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства. – Так что уже на следующий день я пошла по адресу: улица Дружбы, 33. Это в районе мясокомбината. Беседа с женщиной, которая меня встретила, была короткой. Мне сказали, что теоретически я им подхожу. Пригласили на работу. Куда именно? Сказали, что в ТОО «Солнышко-М», которое производит кондитерские изделия.
Учитывая, что в поле зрения Елены не было вывесок, на которых бы значилось название предприятия, дома девушка зашла в Интернет. Чтобы понять, куда ее зовут работать. Интернет выдал: в Костанае по адресу: улица Дружбы, 33, действительно работает предприятие «Солнышко-М». Причем не год и не два – около десяти лет.
– Я очень обрадовалась и успокоилась. С нетерпением ждала следующего дня, чтобы взяться за работу, – продолжала свой рассказ Елена. – Но... Стоило мне переступить порог цеха, все надежды рухнули… От увиденного волосы встали дыбом. То, что любят не только взрослые, но и дети – печенье, пряники, зефир – производится здесь в жутких условиях. Антисанитария полная. Например, газовые плиты в таком состоянии, будто их вообще никогда не мыли. На них не менее страшные кастрюли. Оборудование старое, ржавое. Где уж там до спецодежды, которую, как я всегда считала, надевают работники таких производств. В цехе, где готовят продукцию, даже свободно ходили кошки. Я мгновенно приняла решение: сколько бы мне ни платили, не стану здесь работать! Однако промолчала. Сделала вид, что вникаю в процесс.
Для чего? Для того, чтобы этот самый процесс остановить. Елене хотелось собрать как можно больше доказательств: сделать и фото, и видео из жизни ТОО «Солнышко-М». Но цех маленький, рядом все время люди. Один неудачный щелчок мобильной камерой – все пропало. Елене удалось сделать всего несколько снимков. Но каких!
Наш эксперимент
Через пару дней эти фото были у нас. Из своих источников мы узнали, что в Интернете по поводу предприятия, в принципе, корректная информация. Работает с 2008 года. Производит печенье, торты, пирожные, пироги, бисквиты, предназначенные для длительного хранения. Относится к сектору малого бизнеса.
Рассказ Елены Демидовой и фото из цеха публиковать сразу не стали. Пошли другим путем, который позволил бы официально привлечь предпринимателя к ответственности и одновременно оценить, насколько хорошо мы защищены как потребители.
Могут ли контролирующие органы нагрянуть на предприятие с проверкой без предупреждения? Это первый вопрос, который нас интересовал. Ведь иначе дело могло закончиться пшиком.
Да, неожиданная проверка возможна. Но для этого потребитель должен написать жалобу. И она последовала от имени нашей читательницы в Департамент по защите прав потребителей Костанайской области. Возможно, кто-то еще не в курсе, что так сегодня называется контора и ее подразделения на местах, которые раньше именовались службами санитарно-эпидемиологического контроля. Нет, эти функции у них не забрали. Но и сказать, что расширили с большим толком для потребителя, вряд ли можно.
Сколько времени законодательством отпущено на то, чтобы наша жалоба была рассмотрена? Месяц, ответили в канцелярии департамента. Но ведь речь идет о производстве продуктов питания в жутких, по уверениям потребителя, условиях! Ну и что?! К тому же, прежде чем выйти на проверку, защитникам прав потребителей нужно спросить разрешения у прокуратуры. Да, есть случаи, когда процесс отработки жалоб более ускоренный. Но для этого, как минимум, пара-тройка потребителей должны загреметь в больницу с отравлением…
Может ли человек, написавший жалобу, присутствовать при проверке? Нет. Не можем и мы – журналисты. Прямо по этому поводу в законодательстве нет ни слова. Но заручиться принципом «что не запрещено, то разрешено» в данном случае не получится. Потому что есть косвенные статьи, которые преграждают нам путь.
Будет суд
В итоге проверка предприятия «Солнышко-М» управлением по защите прав потребителей г. Костаная состоялась через 10 дней после поступления жалобы. И факты, указанные в жалобе, подтвердились. Тянет не только на штраф. Специалисты считают, что до устранения нарушений деятельность предприятия должна быть приостановлена.
– Но это можно сделать только через суд, куда уже направлено соответствующее постановление, – ответил Владимир Нечитайло, руководитель Департамента по защите прав потребителей Костанайской области.
– О каких конкретно нарушениях идет речь?
– Этого я сказать пока не могу – не имею права. Потому что есть Предпринимательский кодекс РК, в статье 151 которого четко написано, что «должностные лица органа контроля и надзора не вправе разглашать информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законами РК». А еще есть ст. 154, где значится, что мы обязаны обеспечить сохранность сведений, полученных в результате проведения проверки.
– Но штраф-то вы имеете право выписать без решения суда. Что, собственно, и сделали. Значит, уже можно рассказать о том, какие нарушения имели место быть.
– Пока нет. Потому что предприниматель имеет право оспорить наши претензии. И время на это у него еще есть.
– А фотографии цеха сделали?
– Не имеем права без разрешения предпринимателя. А он, естественно, противится.
Вот такие расшаркивания перед бизнесом даже в том случае, когда уже все факты, как говорится, налицо.
Защити себя сам
Стоят ли на страже интересов потребителей проверки бизнеса не по жалобам, а по плану? На это и вовсе рассчитывать не приходится. Потому что под государственный санитарно-эпидемиологический контроль (один-два раза в год. – Прим. авт.), согласно соответствующему перечню, утвержденному в 2015 году, попадают далеко не все объекты, которые кормят население. А только те, которые числятся в списке объектов высокой эпидемической значимости.
ТОО «Солнышко-М» вне этой категории. И это ответ на вопрос, как можно было допустить такое безобразие на производстве. Да, предприятие открылось еще в 2008 году. Но неудивительно, если контролеры были здесь всего один раз – перед запуском производства. Причина в том, что оно относится к сфере малого бизнеса. Такие предприятия после открытия не допускается проверять раньше чем через три года. Но по истечении этого срока последовала череда мораториев на проверку бизнеса. А к их окончанию подоспел заметно сокращенный список предприятий, которые подлежат госсанэпидконтролю.
– Если говорить примерно, то перечень таких объектов сократился процентов на 60, – говорит Владимир Нечитайло. – К примеру, объект общественного питания не подлежит нашему контролю, если в нем менее 50 посадочных мест. То же самое с магазинами, площадь которых менее 50 квадратных метров. Имеем право прийти сюда на проверку только в случае, если поступила жалоба.
Чем руководствовались те, кто составлял новый перечень, остается только догадываться. А нам, похоже, остается руководствоваться принципом «защити себя сам» и поступать как Елена Демидова.