Костанайский программист Максим ПАЛИТАЕВ исполнил свою давнюю мечту – автостопом объехал почти половину России. За два месяца и десять дней преодолел 24 тысячи километров. Впечатлениями в режиме онлайн делился в соцсетях в группе «Альтависта». Теперь рассказывает свои дорожные истории и читателям «КН».
География
– Всё началось с Челябинска. Туда доехал на автобусе. Водителя попросил ближе к Уфимской трассе высадить. Вышел. Рюкзак огромный, сумка. Немного прошел – спина отваливается. Думаю, куда полез? А вокруг ночь. Часа три, наверное. Сел под домом где-то, поел, попил. Ну, вроде ничего, поднялось настроение. Пошел на трассу и стал голосовать.
Без желтой футболки ездил – обычно автостопщики ее надевают, я не стал. Но руку поднимал в характерном жесте – сжатой в кулак с отставленным большим пальцем.
Маршрут был такой: Уфа, Самара, Пенза Саратов, Волгоград, Ростов, Краснодар, Сочи, опять Волгоград, Москва, Питер, Карелия, снова Питер, потом Алтай (неожиданно получилось, потом расскажу), Барнаул, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск. Заранее маршрут не намечал, случайно выбирал некоторые дороги. После Красноярска дорога закончилась. Щебень. У всех водителей рации, все проклинают дорогу. Вообще в Сибири самые плохие дороги, после Новосибирска начинаются. Хотя больше всего жалуются волгоградцы на свои дороги. Они, наверное, не были в Сибири.
Дорожные крошки
Иногда идти приходилось. Но рюкзак становился легче. Я, как мальчик-с-пальчик крошками, отметил дорогу оставленными вещами. Треногу для костра в Сочи сбросил – цеплялась. Ботинки в Саратове оставил. Термос теперь в Питере. На Дальнем Востоке – топор. В Иркутске. Он нужен был для костра. Ну и сначала, когда ложился спать, рядом его клал. На всякий случай. А потом бояться перестал.
Днем голосовал, ночью обычно ставил палатку. Только от Москвы до Питера ночью на дороге стоял. Люди не всегда берут. Боятся. Я сначала спрашивал: ничего, что бесплатно? Потом перестал. Такое особенно классное ощущение, когда машина останавливается, ты идешь – раз! А багажник уже открывается. Значит, водитель для себя всё решил.
С дальнобойщиками редко ехал, им неудобно останавливаться, торопятся обычно. Ну а если едешь, то с ними надо разговаривать. Они для этого и берут. Вернее, слушать. Обычно же они едут и молчат, а тут уши свежие. Едут, травят истории всякие. Про бандитов.
Вообще редко берут, когда два человека в машине. Обычно один. Почему подвозят? Интерес. К человеку с рюкзаком. Потому что большинство людей не могут никуда собраться.
Там хорошо, где нас нет
Палатку старался ставить так, чтобы красивый вид был. К примеру, в Суздале – на суздальский кремль. Красивый город. 42 церкви. Просто музей под открытым небом. На Алтае очень понравилось. Очень холодно и облачно, но утром проснулся, открыл палатку, а там снежные пики. Красота! А еще там мало туристов, нет лишних людей. Тихо. Туда едут те, кто хочет в тишине побыть, воздухом подышать. В Сочи не понравилось. Толпа и грязь. Говорят, в Адлере море чище.
В Карелии меня подвозил дед. Я удивился – живет рядом с Рускеальскими водопадами, самыми знаменитыми в Карелии, там еще фильм снимался «А зори здесь тихие». Очень красиво. А он даже не был там ни разу. Говорит, что там смотреть? Леса? Люди не ценят красоты своего края. Получается, там хорошо, где нас нет.
Кришнаит кришнаиту не брат
На Алтай я случайно уехал. Стоял за Омском, а тут внедорожник останавливается. Мужчина в годах, с горным снаряжением. Оказался ямальским бизнесменом. Говорит, едет в Омск, человека заберет и на Алтай. Подняться на гору Билык. Поехал с ним. Разговорились. Оказалось, мужик этот кришнаит. И тот, кого он забрать должен был, тоже кришнаит. Они как-то до этого виртуально общались и вот договорились поехать. Но живое общение у них не сложилось. Оказалось, кришнаит кришнаиту не брат. Попутчик мой виртуального знакомого высадил, а меня оставил. Покатался я с ним по Алтаю две недели. В горы не мог пойти, снаряжение не то, мой спальный мешок только до +10 выдерживает. А там холоднее. Остановился на высоте 3100. Он пошел на 4000. Я его на турбазе ждал, палатку поставил. Потом он меня довез до Горноалтайска, и дальше я на попутках в Барнаул, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск…
Почти Сусанин
Возле Новосибирска обварил ногу, кое-как до деда двоюродного доехал. Байкал. До острова доехал, дальше не решился. Фантастическое озеро. Туристов много. Китайцев вообще везде много. И на Дальнем Востоке, и в средней полосе. А в Суздале, когда уезжал, поляка встретил. Турист. По-русски говорит, но плохо. Тоже автостопщик – устал на машинах добираться, автовокзал искал. Я сначала подшутил над ним, дорогу не туда указал. Почувствовал себя Сусаниным. Вернулся и объяснил верно, успокоил.
Дальнобойщик Саня и сюр
От Иркутска до дома добрался за десять дней. Ночью мне повезло. Остановился дальнобойщик из колонны (это редкость: они, когда в колонне идут, не останавливаются). Спрашивает:
– В тюрьму сесть не боишься?
– За что?
– Я траву везу.
Не знаю, почему, но я к нему сел. У него глаза такие бешеные и трава реально в машине лежит, сушится. Потом оказалось, что глаза такие из-за того, что не спал долго. А траву он вообще не употребляет, приятелю вез. Он оказался очень необычным собеседником. Сразу сказал мне, что любит странные фильмы – Дэвида Линча, Ларса фон Триера. И я их люблю! Вот мы с ним всю ночь и проговорили. Он читал стихи наизусть. Шекспира, Башлачева, Высоцкого. Жаловался, что ему теперь с дальнобойщиками неинтересно, вот только если людей по дороге встретит...
Это самая интересная встреча была. Сюрреальная картинка – ночь, в кабине пахнет травкой, а дальнобойщик Саня читает на память монолог Гамлета...
Практическое
За все время путешествия потратил 20 тысяч российских рублей. Можно было меньше, но иногда случались напрасные траты. Горелку вот пришлось покупать, моя вышла из строя, а огонь необходим. Питался чаще всякими кашами, быстрой лапшой. Когда надоедало, шел в кафешку и ел что-нибудь нормальное.
Были и ошибки. Пришлось границу с Россией дважды пересекать. По удостоверению миграционная карта на три месяца выдается, а по паспорту – только на месяц.
Я по паспорту пересекал. Надо было по удостоверению.
Большую ошибку сделал, что взял трехместную палатку. Если бы одноместную, легче нести было бы. Эта аж четыре кило весит. Но, с другой стороны, в большую палатку вряд ли кто сунется. Неизвестно ведь, сколько внутри человек…
Полиция только раз остановила: не по той стороне трассы шел. Но штраф не стали выписывать, предупредили и отпустили.
Под дождь попал только под Иркутском. Сутки в палатке просидел. Телефон был заряжен, и я читал книжки. Телефон, кстати, заряжал в машинах. Сами водители предлагают. Вообще, я встречал много хороших людей. Плохих – ни разу.