Главная телекоммуникационная компания Казахстана начинает превращение.
Из истории
Костанайский ID-центр Казахтелекома располагается в историческом доме по Алтынсарина, 113. До революции здесь был торговый дом фирмы М – В. Яушевъ, Г. Бикмухамедовъ, С. Насыровъ и Ко. Однажды накануне Нового года я делал репортаж о кризисных явлениях в обществе. Под стенами этого здания респондент (прохожий) на вопрос о кризисе показал на старые стены и ответил примером из истории. Я потом включил его в репортаж:
«В 1918 году в Алабаме долгоносик уничтожил почти весь урожай хлопка. Фермерам грозило разорение. Тогда хлопковод Бастон из города Энтерпрайз перешел на выращивание арахиса, расплатился с долгами и даже получил прибыль. Его успех вдохновил других, и вскоре все фермеры в округе сменили культуру на арахис. Это спасло фермеров от разорения, а многие из них сделались богачами. В итоге жители Энтерпрайза установили памятник хлопковому долгоносику как символу того, что катастрофа при должном умении может иметь благоприятные последствия».
Когда я входил в ID-центр, то вспомнил эту историю с отчаянными фермерами. С момента того разговора прошел почти год, но «кризис» по-прежнему самое популярное слово. У Казахтелекома он несколько специфический – скорее это вызов времени.
Новое арахисовое поле
«КН» провели опрос. В нем приняли участие 930 костанайцев (см. опрос).
Отток абонентов голосовой связи – мировая проблема телекоммуникационных компаний. Фиксированная и сотовая телефония испытывают колоссальное давление со стороны популярных интернет-приложений. На арахисовом поле вновь разгорается битва, только теперь вместо долгоносиков – «Ватсап», «Вайбер» и еще 1001 мессенджер.
В ответ Казахтелеком начал превращение – из провайдера Интернета и оператора фиксированной телефонии в мультисервисного оператора. Газета взглянула на начало метаморфозы. Для этого я и пришел в ID-центр.
Не миф
Костанайский ID-центр Казахтелекома – это фронт-офис с некоторым оттенком урбанистической романтики. Обои с видами ночного города, мерцающая видеостена, диван и широкий телевизор. Дамир Абдрахманов, заместитель коммерческого директора, проверяет на планшете скорость Интернета.
– 90, 91, 95, – на цифре 100 мегабит в секунду Дамир перестал комментировать показатели спид-теста.
– Помню популярные заголовки двухгодичной давности: «100 мегабит в секунду – миф или реальность?»
– Оказалось, что реальность. И вот доказательство, – Дамир показывает на видеостену. – Наше цифровое телевидение «ID TV». Больше 100 каналов, подобранных с учетом популярности в Казахстане. Сидя на диване, можно заказать фильм или передачу. Можно отложить передачу для просмотра в удобное время. Вот Головкин у нас дерется в Америке или в Англии, трансляция начинается под утро – неудобно. А здесь нажал на пульт, выспался, проснулся и посмотрел.
В экскурсиях по Казахтелекому я нередко встречал таких молодых представителей среднего и высшего звена, как Дамир. Кроме подтянутости, внешнего лоска в них чувствовалась какая-то увлеченность. Потом я узнал, что в Казахтелекоме действует «Банк идей». Здесь каждый работник может подать свою идею по оптимизации какого-то процесса и быть отмеченным. Создание среды со здоровой конкуренцией тоже часть превращения.
Полигон проблем
Казахтелеком не бежит от проблем, а сам придумывает их. Я увидел их на полигоне. По длинному-длинному коридору цокольного этажа попал в кабинет, похожий на школьный. Только на стенах разные устройства и кабели.
Петр Иосифович Серутис, начальник линейно-абонентского цеха, говорит тихо, как человек, которого привыкли слушать.
– Здесь воссоздана, так сказать, боевая обстановка. Всё, с чем монтеры, кабельщики, инженерно-технический персонал могут столкнуться при какой-то неисправности или аварии. Вот этот автоматический сварочный аппарат (для оптоволокна) стоит как хороший внедорожник. Он рабочий, и используется не только в производственных, но и в учебных целях, так как у нас нет времени и денег учиться на ошибках непосредственно на объекте. Мы их исправляем здесь еще до возникновения.
На полигоне предусмотрен даже возможный стресс сотрудника, попавшего в незнакомый дом. В комнате-муляже воссоздана обстановка квартиры в многоэтажном доме. В другой – обстановка коттеджа.
Эта задумка тонкая, но не такая тонкая, как оптоволокно. На полигоне я осмотрел его вблизи – диаметр 125 микрон оболочки и 10 микрон сердечника. Это тоньше человеческого волоса. Но в этом волосе весь секрет Интернета в 100 мбит в секунду. Если бы можно было закачать всё культурное наследие человечества, в том числе тонные каменные здания в Интернет, то оптоволокно весь этот мир передало бы на Луну, к примеру, за несколько секунд. Это такое ненаучное, грубое, но показательное сравнение. Именно эту «космическую» технологию сейчас активно продвигает Казахтелеком, проводя оптоволокно до квартиры абонента.
Универсальный и семейный
Следующий этап экскурсии состоялся в другом фронт-офисе, центре по работе с физическими лицами. Здесь я узнал о новом методе борьбы за голосовую связь – привлекательные акции. Они могут быть интересны читателям.
– «Универсальный номер» – один из последних наших продуктов. На одной сим-карте объединены два номера – городской и мобильный, – рассказала Ольга Падий, коммерческий директор. – То есть шесть последних цифр – ваш городской. В итоге любой звонящий на стационарный номер сумеет с вами связаться, где бы вы ни находились. Это очень удобно, особенно для предпринимателей, которые привязаны к офисным телефонам.
– Да, это интересно. Если я с городского телефона позвоню на этот универсальный, какая сумма с меня вычтется?
– Никакая – звонок будет считаться как внутригородской. У нас есть и другое предложение. Называется «Семейное решение». Выбирая этот тариф, человек внутри семьи создает локальную сеть. Все родные могут разговаривать друг с другом бесплатно. При этом пакет включает высокоскоростной мобильный 4G Интернет и бесплатные звонки на номера других мобильных операторов.
Верхушка
Ольга Падий подвела меня к трем компьютерам.
– Основная наша задача – улучшить качество связи и обслуживания. С этой целью мы организовали зону самообслуживания. Здесь, чтобы не стоять в очереди, клиент может сам оформить и подать заявку. Консультанты, конечно, помогут.
В этот момент женщина подошла к компьютеру, чтобы подать заявку на подключение пакета «Вип 1» – семь современных услуг телекоммуникаций в одном пакете. Я посмотрел на часы, через минуту она завершила операцию.
– Теперь запрос обрабатывается в нашей спецпрограмме. Кстати, такую заявку легко подать и дома, на нашем сайте Telecom.kz.
– Казахтелеком сейчас превращается в мультисервисного оператора. А что это значит?
– Лучше на это посмотреть, – коммерческий директор обвела руками. – Телевидение, Интернет, телефония, аренда программного обеспечения, хостинг. Но мультисервисность – это не «три или пять в одном пакете». Это, прежде всего, бизнес-модель. Вы видели лишь верхушку айсберга.
– Ну, на прошлой экскурсии я видел технические цеха, полигон, создание среды со здоровой конкуренцией и…
– …И все равно вы видели лишь малую часть всей машины, которой и является Казахтелеком.
Напоследок я снова осмотрел ID-центр. До революции здесь торговали кровельным и листовым железом, олифой, галантереей, хрусталем, фаянсом, а теперь продают волны и сигналы. Кто бы мог подумать об этом 100 лет назад? Метаморфозы, они такие. Главное – вовремя на них реагировать. Казахтелеком, кажется, всё делает правильно. А вы?