14 сентября, Казахстан отмечает День семьи. Но уже сегодня и всю эту неделю в каждом районе и городе области ячейку общества чествуют на самом высоком уровне. Наш собеседник – Лилия Саркисян, профессор кафедры психологии КГУ, один из организаторов семейных проектов.
– Лилия Вагановна, День семьи у нас с таким размахом впервые?
– Уже второй год как этот праздник отмечен в казахстанском календаре. И хотя он молодой, повод к нему, конечно, имеет о-о-очень длинную историю. В прошлом году его отметили достойно, чествуя творческие семьи. В этот раз мы его увидели более масштабным событием. 13 сентября в Костанае, в городской Школе детского творчества, состоится большой гала-концерт «Гимн семье». И одновременно во всех районных и городских ДК области акимы вместе с общественностью будут проводить точно такие же мероприятия.
Концепция такова, чтобы показать всю ценность, плюсы традиционной семьи. Чтобы отдать честь тем парам, которые счастливо прожили вместе 50 лет и воспитали достойных детей. А это главное назначение семьи. Также будут чествоваться те семьи, которые усыновили сирот. И те молодые пары, которым ещё нет 30 лет по возрасту, но у них уже 3-5 детей.
– Семья – это всё-таки не напоказ, это обособленный, в какой-то степени интимный круг людей. Со своими правилами, традициями, которые важны прежде всего им самим. Словом, семья – это не рекламный баннер. Вас не смущает, что участники могут быть неискренними?
– Согласна, что каждая семья формирует свою погоду в доме. Но она все же и социальный институт. Она не может жить изолированно. Это живая клеточка общества, и если у нас какие-то клетки страдают, то общий организм, государство, тоже страдает.
Задача нашего общества – активно пропагандировать семейные традиции. Потому как на современную в традиционном понимании семью идет очень агрессивное наступление. Ее институт, ее классические принципы стремятся всячески размыть, подвергнуть сомнению, пренебречь ими. В Казахстане есть еще ресурс времени и нравственный запас сохранить этот институт. Государству нужно просто быть внимательным и дорожить им, а он разный. Молодая семья и супруги со стажем – разные вещи. Семья без детей и с детьми – то же самое. Семья с единственным ребенком и многодетные родители... Поэтому мы с помощью своих проектов стараемся показать самые лучшие стороны этой ячейки, выбирая как раз тех, кто искренне верит в семейные постулаты, ценит и дорожит своими родными.
– Насколько мне известно, начавшийся учебный год по инициативе акима нашей области объявлен Годом взаимодействия семьи и школы. Что за этим должно последовать?
– Прежде нужно сказать, что этому предшествовало. Областное управление внутренней политики уже пятый год с помощью НПО реализует различные проекты, направленные на укрепление казахстанской семьи. И в рамках тех, которыми занималось общественное объединение «Доступное образование», и родилась эта идея. Мы провели родительские лектории, организовали школы отцов. Плюс психологические консультации, научные конференции. И это решение – объявить 2014-й Годом взаимодействия семьи и школы – коллективное. Ведь семья и школа создают единое воспитательное пространство. Специалисты об этом знали, а нам было важно, чтобы поняли и родители.
Если наши требования, подходы не совпадают, то ребенок живет в конфликтной среде. А надо, чтобы эта среда была единой, и тогда ребенок будет гармонично развиваться. Мы это предложили на заседании костанайского родительского совета после конференции, посвященной вопросам семьи. Участвовало больше тысячи родителей.
А говорили о том, что современные дети живут в развернутом социальном пространстве. И оно открывает доступ к потоку хаотичной информации, перекрывающей знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. Что открывает бесконечное поле для разного рода отношений, связей, действий, не всегда социально полезных. При этом обедняется реальное общение детей как со сверстниками, так и со взрослыми. Кроме того, постепенно снижается позитивное социализирующее влияние семьи на детей, нарастает психологическая отчужденность взрослых от мира детства.
– Поэтому на первый план выходит школа? Причем не только с плюсами – если что не так с ребенком, в этом она тоже виновата…
– В создавшихся условиях роль школы не просто возрастает, но и изменяется в реализации своей социально-педагогической функции. Главным становится создание совместно с родителями единого образовательного пространства. В чем суть? В политике партнерства. Безусловно, каждая школа выстраивает ее самостоятельно. Но всегда ли она дает ожидаемые результаты? Недавно проведенные исследования показывают, что, характеризуя отношения семьи и школы, родители в основном называют одну позицию – мирное сосуществование. Треть опрошенных отмечают их формальный характер. И только 18% выбрали ответ «тесное сотрудничество».
По мнению большинства родителей, улучшат совместную со школой деятельность неформальные отношения. На вопрос: какие формы взаимодействия для родителей наиболее приемлемы? – ответил только каждый четвертый родитель. Что говорит об инертности основной части родителей. А для ответивших наиболее предпочтительными оказались творческие формы взаимодействия.
На вопрос: что больше всего родители ценят в школе? – ответы распределились в порядке убывания: доброжелательная обстановка, хорошее отношение к их детям, профессионализм учителей, возможность открыто обсуждать проблемы детей с учителями. Обратите внимание, что профессионализм учителя назван не в первую очередь. То есть наибольшую ценность для родителей представляет сфера межличностных отношений. Родители, ученики испытывают дефицит полноценного диалога со школой, они хотят быть услышанными.
– Однако замечу, что отношения партнерства пришли в педагогику из жестко регламентированного бизнеса.
– Это так, но применительно к системе школа – семья партнерство предполагает в первую очередь духовно-нравственные отношения. Понятно, что современному учителю, который работает в стремительно убыстряющемся ритме жизни, с нарастающей периодичностью всевозможных тестирований и отчетов нелегко найти время для задушевного общения с родителями. На что обратил внимание и Нурсултан Абишевич Назарбаев, когда прозорливо заметил: «…Над нами стала давлеть безумная погоня за успехом, и в этой гонке мы теряем нравственные ценности».
Поэтому никакие обстоятельства деятельности учителя не могут отменить его главного предназначения: быть учителем, занимать высокие духовно-нравственные позиции. Чтобы каждая его встреча с учениками и их родителями говорила о его высоком отношении к своей работе.
– Слова – это только слова, а как перейти к делу?
– Мы от слов переходили к делу за два дня. У нас уже есть комплексный план. Хотя, знаю, «план» может у кого-то вызвать отторжение – бюрократизм. Нет же. Само слово «семья» мы разделили на «семь Я» и выбрали семь актуальных направлений в работе. Начали с тех форм, которые будут работать сразу. А именно психолого-педагогическое просвещение родителей и учащихся. Сейчас в наших школах, а мы стали первыми в республике, введен курс психологии семьи.
Президент нашей страны в своих программных выступлениях неоднократно обращал внимание на такой вопрос, как необходимость подготовки школьников, студентов к семейной жизни. А также на укрепление культа детной (от слова «дети») семьи и пропаганду семейных традиций как залога динамичного развития страны. А это предполагает центрированный подход к организации учебно-воспитательного процесса и введение в учебные планы школ и колледжей специальных, как минимум факультативных, дисциплин. Они должны быть направлены на формирование психологической готовности молодежи к реализации семейных ролей.
Да, учебников нет, методических пособий тоже. Но мы провели обучающие семинары для школьных психологов Костаная. И разрабатываем коллективное учебное пособие, дидактические материалы самостоятельно. Республика уже обратилась, чтобы наш опыт переняли другие области Казахстана.
– У вас помимо теоретических проектов есть и практические, благотворительные. Я говорю об акции «Вместе построим дом».
– Это проект областного управления образования, который мы поддержали. Касается он многодетной семьи Тулегеновых, которые усыновили 8 детей-сирот, а их сын – инвалид детства. Так вот, инициаторы акции «Вместе построим дом» объявили сбор средств на строительство жилого дома для этой семьи. За последние три месяца удалось собрать 5 млн тенге. Уже вбиты первые колышки в основание будущего дома.
Эта инициатива была вызвана тем, что фактически впервые в Костанайской области усыновлено такое количество детей-сирот. Семья проживает в довольно стесненных условиях, но, я сама посещала её, в ней царит неподдельная любовь к детям, эмоциональное тепло. А это так необходимо для гармоничного развития ребенка. Все без исключения дети Тулегеновых посещают спортивные секции, кружки художественной самодеятельности, успешно учатся в школе. Это настоящий дом семейного счастья и любви!
– Среди скептиков всегда найдутся те, кто обвинит таких людей, которые берут под опеку сироту, да не одного, в корысти… И как следствие, это порождает негативное отношение к многодетности.
– И это психология не только обывателей. Так считают и некоторые люди, призванные как раз решать проблемы многодетных семей. К нам в общественную приемную городского родительского совета, например, обращается семья с пятью детьми – мол, нет квартиры. Мы тут же: как помочь, куда ходатайство писать? А родители сразу поясняют: куда ни обращаемся, слышим одно и то же: нет жилья, зачем рожали? Это же дикость.
Вся социальная помощь почему-то сориентирована на поддержку проблемных семей в трудной жизненной ситуации. Я раньше думала, что эта помощь всем семьям. Оказалось, только в трудных ситуациях. Нет отца, запила мама – тогда поддержать надо. Причем помощь фрагментарная. Родители в запое, значит, ребенка – в центр адаптации. А я считаю, что помогать нужно этой самой маме. Чтобы она встала на ноги и ребенок остался в семье. Зато в многодетных семьях, где мир и любовь, очень маленькие пособия, нет льготной очереди на жилье. Если мы хотим, чтобы численность населения росла, если мы хотим возродить традиционную семью, если хотим прекратить отток в категорию «семья в трудной ситуации», нужно поддерживать полноценную многодетную семью.
Если у скептиков, обвиняющих в корысти многодетность, нет детей, то и говорить ему как слепому о телевизоре. А вот если есть ребенок, напомню: ночью к больным детям вставать будет кто? Провожать их в школу, по пять раз на день кормить – цена-то какая? Это не на одну неделю. Не вахта на месяц. А на всю жизнь. И поэтому таких родителей нужно поддерживать.