В музее Костанайской гимназии имени Горького хранится рукописный журнал «Юный патриот», первый номер которого вышел в ноябре 1941 года. Вернее, не хранится, а наполняется содержанием – этот журнал гимназисты продолжают выпускать. И по традиции пишут его от руки.
Слоган и оружие
– К нам из разных музеев обращались, из наших, костанайских, и из Алматы просили несколько экземпляров, – рассказывает Галина Мальшакова, руководитель музея гимназии. – Но я не отдаю: это ведь наша память и наша история. В каждой странице.
Краски потускнели, и страницы немного стерлись. Но журналы бережно подклеены, а первые номера для своих 75 лет просто отлично выглядят. Несмотря на то, что их листали несколько поколений.
На обложке молодой солдат и медсестра. У нее на сумке красный крест и красный полумесяц. Боец в каске сжимает оружие. В синем небе летят самолеты. И все же «Победа будет за нами» выведено на Красном знамени. Сейчас это назвали бы слоганом, тогда это было оружием. И на полях сражений, и в тылу этой строчкой жили и дышали миллионы. Особенно в ноябре сорок первого, когда враг наступал.
Каждый боролся как мог. Библиотекарь гимназии (тогда еще школы №12 имени Горького) Ксения Сергеевна Брод собрала самых творческих, самых активных в редколлегию. Начали выпускать журнал.
– Я пришла работать в гимназию в 1966 году, – рассказывает Галина Мальшакова. – Ксения Сергеевна тогда еще трудилась. Застала ее.
– Какая она была?
– Интеллигентная. Очень грамотная.
Галина Германовна рассказывает, что Ксения Брод из Ленинграда. В 1935 году ее мужа объявили врагом советской власти, посадили. А ее отправили подальше от культурной столицы. Может, поэтому она, большая умница, очень тонкий и эрудированный человек, работала не учителем, а библиотекарем. Не допустили до процесса обучения. Но война показала, кто есть кто. И репрессированная Ксения Брод стала одним из бойцов незримого фронта.
Кава Цветков и другие
«Немецкие солдаты не брились три месяца» (от Советского информбюро). Между прочим, их «бреют» каждый день на бреющем полете наши отважные соколы. В каких только образах не предстают на страницах журнала гитлеровские солдаты. Пьяные, неумелые. Иногда шутки смешные, иногда детские. Но почти в каждом номере есть «Наш крокодил». Ведь смех – это тоже оружие.
А вообще, чего здесь только нет: статья о том, как важно во время войны знать астрономию, подробное описание ручной гранаты, принципа ее действия. С рисунком. Иллюстраций вообще очень много. Некоторые просто удивительны. Это, кстати, работы Вадима Фролова. Народного художника СССР. Он в сороковых учился в Костанае, потом ушел на фронт. Но оставил след в журнале: карикатуры, иллюстрации, ребусы (да-да, даже в годы войны здесь рисовали ребусы, шахматные задачи, загадки).
Оживляют историю подборки писем. Вот от Кавы Цветкова. «Шлю вам, товарищи, привет. Сообщаю, что я оставлен при школе как отличник учебы. Буду учиться еще некоторое время, а потом прямо на фронт. Поздравьте меня, я уже сержант. Рад, что из нашей школы армия получает еще подкрепление!».
– Вот он, Кава! – Галина Германовна показывает стенд в музее.
Кава – это Константин. Цветков. Прошел всю войну, окончил кинематографический институт, жил и работал в Москве. Сценарист фильма «Повесть о маршале Коневе».
А вот письмо от другого знаменитого земляка. Виталий Негруль сражался на Ленинградском фронте. Участвовал в обороне Сталинграда. Во время войны награжден тремя монгольскими орденами, орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Варшавы».
После Победы вернулся в родной город, стал работать в областном совете спорта. Его письмо в школу опубликовано в декабре 1944 года. Предновогодний номер 1944 года.
«Товарищи учащиеся! Я шлю вам свой новогодний привет из далекой Бессарабии, день за днем Красная Армия продвигается все вперед и вперед, но уже идем мы по чужой земле. Как радостно сознавать, что наша родная земля уже свободна от немецких захватчиков, и что новый год все советские люди во всех уголках Советского Союза будут встречать под красными флагами».
Зеркало времени
Листаю рукописные страницы дальше. Думаю о том, что самые интересные номера были все же в годы войны. Дальше уже идут в основном сухие агитационные статьи
– А вам за какой период выпуски больше всего нравятся?
– Мне все нравятся, – ответила Галина Германовна.
Оживать журнал начинает в девяностые. В 1998 появляется гимн гимназии, который до сих пор поют на торжественных мероприятиях. Писали его двое учеников и двое преподавателей. И слова, и музыка авторские. Сегодня формат журнала немного поменялся. Выходит он два раза в год – в начале учебного года и в конце. Иногда могут появиться и незапланированные выпуски.
Галина Германовна редколлегию не ограничивает. Сюда может написать любой. Хоть о чем – поездка в заповедник, любимый кружок, стихи, рассказы... Здесь не делают упор на соответствие требованиям продукта СМИ. Скорее берегут верх традиции и оставляют свой след, дыхание времени.
– Предлагала я одно время не писать от руки. Не согласились. Говорят, что так память о них останется.
Предлагала Галина Германовна это разным поколениям школьников. Но даже нынешнее не желает видеть безликих текстов в школьном журнале. Сами пишут. Тут же, в музее, лежит словарь. Заглядывают. Если нужно, к учителю русского языка бегают на консультацию. Ну не хочется ведь, чтобы ошибки были!
Слушаю Галину Мальшакову и думаю, что почерк действительно один из слепков истории. Это хорошо видно еще в одном музейном экспонате. Здесь лежит подшивка школьных педсоветов сороковых годов. Убористый почерк, чернила. Ужасно интересно вчитываться в историю. Сравнивать. К примеру, говорит учитель на педсовете, что в классе из 38 учеников 17 неуспевающих. Или о том, что остаются на второй год два, три, пять человек. И думаешь: ого! Или переэкзаменовка на осень… И ведь назначали же. И работали двоечники летом, и задумывались о том, что лучше уж в течение года потрудиться.
Интерактивный музей
– Вы свои работы забрали? – строго обращается Галина Германовна к ученицам, заглянувшим в музей.
Они, кажется, этой строгости нисколько не боятся. Покружились, посмотрели работы (сейчас в музее сложены остатки осенней экспозиции), побежали на урок. В музей вход не ограничен. Хочешь – читай журналы, хочешь – труби в горн.
– И что, экспонаты можно брать в руки?
– Конечно, – улыбается Галина Германовна. – Когда горн появился, дудели все. Да пусть дудят. Легкие развивает.
Многие экспонаты здесь появляются благодаря ученикам. Как-то ученик у себя дома обнаружил горн. «И почему он до сих пор не у меня?» – эта фраза Галины Мальшаковой сродни волшебной палочке. Произнесла ее – и очередной экспонат в музее!
Есть здесь книга сорокового года выпуска с автографом директора Анатолия Образцова. Муж Ираиды Тарасовой, выпускницы гимназии сорокового года, принес. После ее смерти. Незадолго до ухода женщина разбирала вещи, попросила передать некоторые в музей гимназии.
И сама Галина Германовна мимо интересного экспоната не пройдет. Один из горнов везла из Москвы, с блошиного рынка. Купила, не удержалась. «Мама, тебя с ним в самолет не пустят!» – смеялась дочь. Пустили. Наверное, поэтому в этот музей приходят не только дети, но и их родители.
75 лет
– Нужно теперь отобрать самое интересное, – говорит Галина Германовна, раскладывая журналы на столе. – Скоро будем праздновать день рождения музея.
В этом году «Юному патриоту» семьдесят пять. Первый номер вышел в ноябре. Сейчас руководитель музея Галина Мальшакова готовит фильм о журнале. Выбирает самые интересные страницы, пересматривает журналы вновь и вновь, чтобы сложить картину исторического среза.
Кстати, она не историк. Она учитель математики. Сейчас уже не преподает, на пенсии. Но говорит, что многие удивлялись: как учитель математики может музеем заниматься?! А она еще и организатором всю жизнь проработала. Удачный союз творческой составляющей, формулы лидера и умения суховато-лаконично и математически точно формулировать мысли. Отсекая второстепенное, выбирая главное. За это ученики Галину Германовну и ценят. А она ценит их – и тех, кто учится сейчас, и тех, кто когда-то оставил свой след в школьном журнале.