Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев поручил восстановить в медицинских вузах факультеты педиатрии, которые закрыли в стране девять лет назад. Радоваться или огорчаться?
Видимо, радоваться. Ведь не один год депутаты Парламента писали письма, активно выступали в СМИ, чтобы вернуть в медицинские вузы факультеты педиатрии. В России педиатрические факультеты сохранили, в Беларуси тоже (медицина этой страны считается передовой, как минимум среди государств СНГ, там самая низкая младенческая смертность). Но никто не принял всерьез возмущения народных избранников и многих ведущих докторов, пока премьер-министр Бакытжан Сагинтаев не решил вмешаться в ситуацию.
Нельзя сказать, что в республике совсем не учат врачей-педиатров. Они есть. Просто факультеты педиатрии в рамках новой модели медицинского образования включили в общее меднаправление. То есть будущие медики поступают на лечебный факультет, получают общее образование. Чтобы стать детским врачом, нужно после общего лечебного факультета закончить резидентуру. И не каждый выпускник медвуза готов получить узкую специализацию.
Если в 2012 году выпуск студентов по специальности «Педиатрия» составлял 742 человека, в 2013 году – 423, то в 2014 году – всего семь специалистов. И за это время во многих регионах сложился дефицит профессиональных педиатров. Нужны педиатры и в Костанайской области. Особенно в районах.
Однако решение возобновить работу педиатрических факультетов еще и повод огорчиться. Ведь такой приказ сегодня ударяет бумерангом по самой системе здравоохранения. Можно даже сказать, вообще, ставит под сомнение вопрос существования как врачей общей практики, принимающих и взрослых, и детей, так и в целом внедряемые в последние годы медицинские реформы.
Медики, как они сами признаются в приватных разговорах, от реформ уже устали. Недавно вроде бы выбрали новую модель здравоохранения, и центральной фигурой в ней стал врач общей практики (ВОП). В первичной медико-санитарной помощи на этой фигуре завязано все. Пока врачи ВОП трудятся еще не на всех участках в поликлиниках. Сказывается дефицит кадров. Многих переучивают. Педиатры заканчивают курсы по терапии, терапевты – по педиатрии. Конечно, в ускоренном режиме. Официально доктора, как сговорившись, твердят журналистам, что все замечательно, людям удобно: заболела семья, нет надобности ребенка вести к одному врачу, самому идти к другому. Пациенты поначалу было возмущались, теперь привыкли.
Я же поинтересовалась мнением знакомого педиатра из костанайской поликлиники. Врач с 20-летним стажем призналась, что очень рада такому повороту событий. Ведь она, несмотря на то, что училась на врача общей практики, по-прежнему побаивается принимать стариков и старается найти для них терапевта. По всей поликлинике бегает, чтобы отдать подопечных в надежные руки. А терапевты ей жалуются, что, несмотря на полученные знания, до дрожи боятся младенцев. При этом доктор рассказывала это с одним условием: имя ее мы публиковать не станем.
Подорвет ли возвращение педиатрических факультетов саму модель здравоохранения с врачом общей практики в центре нее? И что потом будет с врачами общей практики? Ведь смысл работы такого доктора– это оказание медпомощи на уровне поликлиники населению разного возраста. То есть и младенцам, и старикам. Комментировать эту тему в областном управлении здравоохранения не захотели, мол, как мы можем обсуждать приказ премьер-министра.
Как будет развиваться эта ситуация, мы обязательно напишем, в том числе в рубрике «Медицина».