В этом году музею боевой славы костанайской школы №4 исполняется 50 лет. Самой школе – 55. Двойной юбилей. И лучшим подарком для нее стало бы возвращенное имя – знаменитой 151-й отдельной стрелковой бригады.
Решением Совета народных депутатов
«Учитывая большую поисковую работу о боевых подвигах бригады в годы Великой Отечественной войны присвоить средней школе №4 имя 151-й стрелковой бригады, сформированной в г.Кустанае». Датировано 3 ноября 1987 года. К сожалению, это гордое имя школе довелось носить всего несколько лет. В девяностых, когда СССР распался, начали менять всю документацию, печати, вывески. И как-то незаметно имя школы ушло, растворилось без следа.
Об этом нам рассказывает руководитель музея Боевой славы Жанна Палько. Говорит, что решение о присвоении школе имени, подписанное Секретарем исполкома городского Совета народных депутатов и заместителем председателя, обнаружили они вместе с ребятами совсем недавно. И теперь у Жанны Ерболатовны есть цель – направить ходатайство и просить вернуть школе имя. Будет обращаться в городской отдел образования.
«Было бы хорошо, если бы вы про это написали, – говорят следопыты четвертой школы. – Может, кто-то прочитает, обратит внимание!»
Шмайсер, земля войны и план рейхстага
Следопыты – это не прозвища. При музее действует гражданско-патриотический клуб «Искатель». Есть и свой председатель – Анастасия Позднякова. Она учится в 11 классе. Настя – экскурсовод. Она знает здесь все. Другие ребята, ее одноклассники, – архивариусы. Не все, конечно. В следопыты принимают. Нужно доказать, что тебе действительно интересно все, что здесь есть, что ты готов работать на благо музея, жертвуя своим свободным временем. Принимают в пятом классе. Но многие с начальных классов сюда ходят. И поэтому неудивительно, что чувствуют себя в этом месте концентрации уникальных экспонатов как дома. Знают, что и где лежит, чем удивить.
Настя достает грамоты (музей в этом году занял первое место в Казахстане в конкурсе виртуальных музеев!), показывает самые интересные экспонаты: богатейший материал о Рахимбае Кошкарбаеве, который водружал знамя над рейхстагом, подлинники военных фото. Вот 150-я дивизия с сыном полка Жорой Артеменковым... А вот детали самого известного оружия третьего рейха – автомата Шмайсер, уникальная карта рейхстага, нарисованная рукой первого советского коменданта рейхстага Федора Зинченко. Он сам подарил школе этот документ, которого больше нигде, ни в одном музее нет! Анастасия открывает книги с отзывами, показывает отзыв, написанный рукой Зинченко. А на самом первом листе книги строки, написанные Героем Советского Союза Ильей Сьяновым. Удачи и творческих успехов желает он ученикам и учителям...
Подхожу к стеклянной витрине у самых дверей. Наверху каска. Настоящая, пробитая, скорее всего, осколком снаряда. И надпись, которая трогать не запрещает, а, наоборот – рекомендует. Каждый должен прикоснуться к войне, прочувствовать ее. Прикасаюсь. И не могу сдержать удивленного возгласа: взгляд падает на соседние стеллажи. А там... земля. Из Бреста, Севастополя, Хатыни, Берлина. «Откуда все это?» – спрашиваю. И Анастасия рассказывает мне, почему же школе присвоили имя 151-й особой стрелковой бригады. Наверное, с этого и надо было начать.
По следам войны
Уникальным этот музей делают не только экспонаты, но и их путь в далекий Казахстан. Их собирали ученики этой школы. В конце 60-х годов юные следопыты во главе с бывшим руководителем музея Таисией Быковой отправлялись в поисковые экспедиции. Шли по следам знаменитой 150-й стрелковой дивизии, третий состав которой был сформирован из нескольких бригад, в том числе и 151-й отдельной стрелковой. Собирали экспонаты, вели раскопки, привозили в родной музей горсти земли, следы войны.
А потом ездили на родину Рахимжана Кошкарбаева, в поселок Акмолинской области. Оттуда привезли много документов и фотографий. В восьмидесятые музей пополнился новыми экспонатами – в этой школе учился погибший в Афганистане воин-интернационалист Игорь Шило. И теперь в музее есть витраж его имени. Одежда, личные вещи, письма...
Это один из самых активных музеев: здесь проходят классные часы, сюда приходят на экскурсии из других школ. И по большей части проводят экскурсии те самые следопыты-одиннадцатиклассники. Они уже готовят себе смену. К восьмиклассникам присматриваются. Ведь им скоро уходить из школы. Анастасия Позднякова, к примеру, выбрала себе карьеру военного. Что-то мне подсказывает, что работа в музее сыграла не последнюю роль в этом...
– Здесь хранится история. И трепетно на душе – от того, что чувствуешь ее, историю, – говорит Нурлан Шайсултанов. Он тоже следопыт. Пока мы фотографируем, подтягиваются остальные ребята – Иван Кузнецов, Алина Золотарева, Станислав Холодило, Ораз Ишмухамбетов, Ляззат Ауельбекова... Это одни из самых активных следопытов. Наш фотокор просит ребят растянуть знамя 150-й дивизии. Это подарок музею от шефов – Боевого братства воинов-интернационалистов. Их председатель Эдуард Литвинов первый рассказал нам о том, что у школы, оказывается, когда-то было имя 151-й отдельной стрелковой бригады. И попросил написать о том, что имя это нужно школе вернуть. Ведь столько людей работало над тем, чтобы сохранить страницы истории, наполнить ее энергией, живой и молодой. Важно передать это дыхание истории и дальше, следующим поколениям.