Я подумала: «Это ад». Но женщина возразила мне: «Я жила, словно в раю...» Парадоксы часто случаются в нашей жизни, но с таким я встретилась впервые.
В ангаре
Мне позвонил Александр Бойченко, представился, что он из частной благотворительной организации «Надежда людям». И что вместе со своим заместителем они только что ездили в поселок Заречный по адресу Ипподромная, 41, отвезли продукты, одежду и 15 тысяч тенге. Там в ангаре живет Наталья Савельева с десятилетней дочкой, ученицей Затобольской школы. Бедствуют, надо подумать, как им помочь.
«КН» встретились с Натальей. Ей 39 лет, работает лепщицей пельменей в цехе полуфабрикатов. Говорит, что сейчас находится в бедственном положении, потому что хозяин цеха уже две недели не платит зарплату. Поэтому нет денег даже дочке на проезд в Затобольск в школу.
После того как мы обратились в фирму полуфабрикатов, Наталья сообщила, что хозяин составил с ней трудовой договор и выплатил деньги: две тысячи тенге. Тысяча – за лепку, тысяча – за мытье полов в цехе. Пообещал, что выплатит и оставшуюся сумму.
Наталья рассказала, как она сняла жилье – через рекламную газету, дала номер хозяина. В объявлении было указано, что сдается землянка. Мужчина по имени Жумабек засмеялся: «Да вы что, женщина?! Это же гараж, я там просто печку оборудовал». Добавил, что жилье не для ребенка, рядом живет такой контингент... Поэтому Наталья постоянно переживает за дочь. Девочка учится во вторую смену и возвращается в ангар поздно.
Официально
Аким поселка Заречный Калыбек Жумашев, после того, как мы ему рассказали эту историю, приехал в Затобольск, в школу, где учится девочка. В кабинете директора Людмилы Сапожниковой стали обсуждать ситуацию с Натальей Савельевой и ее дочерью. Директор школы показывать содержание акта обследования условий проживания третьеклассницы отказалась. Лишь сказала, что условия – удовлетворительные. Продемонстрировала только подпись Натальи Савельевой под этим заключением. И дата там стояла – день нашей встречи. Далее разговор принял сугубо официальный характер: аким поселка и директор школы без письменного запроса отвечать на вопросы не пожелали.
В районном отделе образования, куда мы отправились уже вместе с Натальей Савельевой, на рабочем столе недавно назначенного руководителя Маржан Салмагамбетовой уже лежал тот самый школьный акт обследования жилищно-бытовых условий девочки, который накануне не показали в школе. Руководитель отдела образования зачитала его вслух. Написано, что ребенок проживает с матерью, арендуют комнату при коттедже!
Правда, Маржан Салмагамбетова тут же дала команду органам опеки выехать вместе с нами на место и увидеть, как обстоит дело не на бумаге. А еще – зафиксировать все на камеру. Осматривали мы помещение вместе с хозяином ангара. Наталья показала комнатку, куда он предлагал им переселиться, если не будет 15 тысяч тенге на аренду этой, с печкой. За пять тысяч можно жить в маленьком помещении, похожем на склад для инструментов, с бетонным полом и бетонными стенами.
На мой вопрос, как Наталья Савельева могла подвергать опасности своего ребенка, живя в ангаре, она ответила:
– Я в ангаре жила, как в раю.
Я подумала, что ослышалась, но женщина низко опустила голову и проговорила:
– Конечно, я не снимаю с себя ответственность...
История
Родилась Наталья в Костанае, до пяти лет жила с матерью и отцом. Но у родителей не сложилась совместная жизнь, и ее на воспитание забрала к себе в село бабушка Анна Иосифовна. В 1995 году Наталья хорошо окончила среднюю школу, и даже начала там работать учителем немецкого языка. Поступила в вуз, но через год учебу бросила. Говорит, что не было возможности ее продолжить. Но бабушка, видимо, считала иначе, потому что у нее с внучкой начались конфликты.
И Наталья в 2004 году уехала в Костанай. А спустя два года родилась Роксана. Пришлось возвращаться в село, работать поваром. Но и там у женщины жизнь не складывалась. В итоге летом 2015 года Наталья с дочерью жили на заброшенной даче в садовом обществе «Мелиоратор». С приходом холодов заселились с подругой (чтобы легче было платить) в общежитие. Когда потеряла работу, попала в свой «рай» в ангаре на улице Ипподромной. Ходила в Костанае в Центр адаптации, но ей в проживании отказали, потому что нет прописки.
В середине ноября Наталья пешком шла из города в Заречный, в кармане не было ни копейки. Было очень холодно, и рядом остановился джип. Водитель настоял, чтобы женщина села в машину. Водителя звали Азамат. По пути они разговорились и мужчина, довезя ее до «рая», ужаснулся: «Вы с ребенком живете в ангаре?» Через час он вернулся уже с женой, супруги привезли немного дров, продукты и деньги. Азамат Ибраев записал номер телефона Натальи и передал его Александру Бойченко, руководителю благотворительной организации.
Но разовой помощью в виде ношеной (или пусть даже новой) одежды, продуктов проблему таких людей, живущих на дачах, в гаражах, не решишь. И завуалировать их актами обследования тоже не получится. Ведь подобных историй хватает. Хорошо, что она в итоге заканчивается хорошо. Очень оперативно состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при акимате Костанайского района. Там поддержали ходатайство Затобольской школы №2 помочь Савельевым. Семью включили в карту социально защищаемых слоев населения. Роксане восстановили свидетельство о рождении. А у Натальи на руках уже ключи от комнаты в общежитии. Значит, будет и прописка.
Галия Сарсенбаева
Фото автора