Пожалуй, это главный вопрос, который волнует казахстанцев после того, как был принят Закон об обязательном социальном медицинском страховании. Поправки в документ недавно одобрили депутаты парламента. Окончательная дата запуска новой системы здравоохранения – 1 января 2018 года.
Примите извинения
Инна Р. недавно похоронила маму. Она умерла в одной из больниц Акмолинской области. Инна живет в Костанае и пришла в «КН» с жалобой на врачей. По словам женщины, в районной больнице поставили неверный диагноз, затянули лечение, и только когда состояние пациентки осложнилось, ее госпитализировали в городскую больницу.
Выяснилось, что женщина умирает от пневмонии. Спасти ее не удалось. Почему? На этот вопрос дочери так и не ответили. Ей главврач райбольницы принес извинения. Понимая, что маму не вернуть, Инна хочет, чтобы подобная история не произошла с другими. Изменится ли что-то к лучшему в сфере здравоохранения? Чиновники уверяют: да. После внедрения обязательного социального медстрахования.
Другого пути нет
За последние годы расходы на казахстанскую медицину увеличились в разы. К 2013-му потребности выросли в шесть раз! Годовой бюджет на медицину в Костанайской области также значительно увеличился: с 7,8 миллиарда тенге до 40,6 миллиарда. Сегодня на потребности здравоохранения Казахстан тратит 3,8% от ВВП, тогда как на Западе – от 9%. При этом соотношение нашей государственной и частной медицины велико – два к одному. В Евросоюзе доля участия государства минимальна. Да и расходы Казахстана на медицину сопоставимы с расходами Филиппин. Дополним картину и очевидным фактом – в стране недостаток квалифицированных врачей.
На этом фоне в Казахстане растет рождаемость, увеличивается продолжительность жизни, население стареет и потребность в медпомощи возрастает (см. таблицу). А еще рост неинфекционных хронических заболеваний – сахарный диабет, гипертензия и т.п. Это значит – нужно все больше денег на бесплатные лекарства. К тому же медицина на месте не стоит: с каждым годом внедряются новые часто дорогостоящие технологии. А вспомните про задвинутую за неимением средств реабилитационную и паллиативную медицину? В бюджете нет денег на строительство реабилитационных центров и отделений.
Специалисты уверены: государство самостоятельно не сможет потянуть бюджет здравоохранения страны. По словам депутата областного маслихата Татьяны Булгацевич, уже сегодня из 17 миллионов казахстанцев 10 миллионов относятся к категории тех, за кого страховые деньги будет перечислять государство. Пять миллионов работающего населения, получается, будет содержать и себя, и остальных. Из двух миллионов самозанятых только треть отчисляет пенсионные взносы (что говорить о медицинских?).
Тренер Минздрава и соцразвития по внедрению социального медстрахования и преподаватель Карагандинского медуниверситета Гаухар Жумабекова предупреждает: одна надежда – дополнительные средства извне – страховые взносы на медицину. Денег, уверена она, хватит и на развитие, и на обучение специалистов.
– Когда-то попытка внедрить медстрахование в Казахстане, в 90-е годы, потерпела крах только потому, что ни население, ни предприятия, ни сами врачи не были готовы к такому переходу. Сегодня мы на 90 процентов, по мнению зарубежных экспертов, готовы. И другого пути нет, уверен директор департамента Комитета контроля медицинской и фармдеятельности Орал Бекмагамбетов.
Везет тому, кто везет
Сколько будет средств в медицине после 1 июля 2017 года, когда первыми по 2% от доходов и зарплаты начнут отчислять самозанятые и работодатели, никто сказать не может. Есть лишь одна цифра. Если сегодня на душу населения в сфере здравоохранения приходится $46, то, по подсчетам, с введением медстрахования получится $180. Костанайские врачи уверяют: это немало.
– Медстрахование выгодно, – уверена заместитель руководителя областного управления здравоохранения Гульшат Байжуманова. – В нашей области один из низких тарифов в службе скорой помощи – немногим более трех тысяч тенге за каждый вызов, в то время как республиканский составляет более пяти тысяч. Мы сможем поправить положение и по скорой помощи, и по вопросам донорства, и самое главное, решить дефицит бесплатных лекарственных средств.
– В любой реформе есть плюсы и минусы, – объясняет тренер по социальному медстрахованию Ернар Искаков. – Сегодня изменилась структура заболеваний. При этом улучшилось качество оказания медпомощи, люди стали жить дольше. Государственно-частное партнерство станет шансом разгрузить амбулаторно-поликлиническую помощь, уменьшить очереди, сократить нагрузку на участковых врачей. Естественно, они станут внимательнее к пациентам.
Частник начал выполнять государственный медицинский заказ последние два года. Потому как раньше тариф был низкий. В системе медстрахования, уверяют разработчики программы, тариф станет еще более привлекательным для частного поставщика этих услуг. Одновременно и ужесточатся требования государства: будет создан регистр лучших поставщиков и лучших аптек, составят рейтинг медработников. Учитывая свободу выбора пациентом поликлиники, раз в году он может поменять медучреждение. В таком случае врач заинтересован, чтобы пациент оставался довольным качеством медуслуг. В противном случае вместе с ним в другую больницу уйдут и деньги.
– Может возникнуть мнение, что государство хочет сбросить с себя все бремя расходов на здравоохранение, – говорит директор департамента Комитета оплаты медуслуг Фазыл Копобаев. – Но государство остается таким же участником медицинского страхования. С одной стороны, по-прежнему будет обеспечивать гарантированный объем бесплатной медпомощи в том же пока объеме. С другой, станет вносить средства в фонд за население, которое не может за себя платить. Это определенные 15 категорий плюс военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов.
Также со временем планируется увеличить список бесплатных лекарств. И если новая система окажется стабильной, то, возможно, расширят и бесплатные медицинские услуги. К примеру, стоматологические. Пока в страховой пакет входит бесплатная помощь зубных врачей лишь детям и беременным.
Почему я?
Планируется, что за счет того, кто редко обращается к врачам, будет накапливаться сумма, которую больница направит на свои нужды: обучение специалистов, покупка современного оборудования.
– Солидарная ответственность – это коллективная ответственность, – рассуждает главный врач областной больницы Владимир Стельмах. – Человек купил машину, он же за ней ухаживает, чинит ее, платит налог. А здоровье, которые мы получаем бесплатно от рождения, мы совсем не ценим. В солидарной системе неважно, сколько ты платишь, 500 тенге или 5000, главное, что ты участник страхования и, значит, имеешь право на определенный пакет медуслуг. Когда человек начнет платить, будет ответственно относиться и к своему здоровью.
В Казахстане многих подобный коллективизм не устраивает. Есть мнение, что такой принцип распределения средств несправедливый. Мол, почему я веду здоровый образ жизни и должен оплачивать медпомощь бомжу или тому, кто пьет алкоголь и курит?! Это не стимулирует желание человека заботиться о своем здоровье.
Вот только разве желание жить хорошо, без болей и недугов, само по себе недостаточный повод правильно питаться и заниматься физкультурой?! Тренер по системе медстрахования Минздрава и соцразвития Ернар Искаков предлагает внести дополнение в закон, чтобы поощрять тех, кто редко обращается в больницу. Например, считает он, предоставить таким людям скидки в спортзалах.