Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
«Хочу нормально жить!»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93«Хочу нормально жить!»

«Хочу нормально жить!»

– так написал в блоге акима Житикаринского района 36-летний Руслан Ажибеков.

Выйдя из мест лишения свободы, он понял, что места под небом не «в клеточку» для него нет.

«Если не поможете, боюсь представить, на что я способен… Вот совершишь преступление, тогда государство позаботится. Посадит и обеспечит всем!» Автор письма озвучил крайний срок – 1 января 2017 года.

Сидеть проще

В разгар амнистии этот случай вызывает особую тревогу. В Костанайской области амнистируют 1571 заключенного. Увы, это не гарантия начала новой жизни. Довольно часто вышедшие на свободу не находят другого выхода, как снова совершить преступление и отправиться обратно за решетку. Там хоть крыша над головой есть, и кормят. Но допустимо ли ставить условия обществу, требовать помощь, шантажируя преступлением?

Мы встретились с Русланом. «Холодно жить на улице голодным зимой… Я, как гражданин Казахстана, был обязан обратиться к государству за помощью», – объяснил он. Разговор происходил на улице, жилья у мужчины нет, очередную ночлежку пришлось освободить рано утром.

Он родился и вырос в Житикаре. Впервые попал в колонию еще в 2000 году за распространение наркотических средств. «За два года до этого умер мой отец, было очень трудно. А потом я пошел на преступление», – объясняет Руслан.

Были еще сроки, образ жизни затянул. Осенью прошлого года он получил очередной шанс начать жить в рамках закона. Пока плохо получается. «Подрабатывал то грузчиком, то на рынке. Но это не постоянная работа. Часто сижу без денег. Некоторое время снимал квартиру за 30 тысяч тенге. Но хозяйка пришла и забрала ключи». Что там говорить, не любит у нас народ связываться с отсидевшими…

Как говорят писатели-реалисты, от материального неблагополучия закрались мысли о преступлении. Но Руслан на этот раз решил все-таки попробовать жить иначе. «Нормально» – так он это называет.

Обратился в отдел занятости и соцпрограмм Житикаринского района, где ему выдали два направления. Он спешно направился к потенциальным работодателям, но ему отказали, якобы уже нашли человека. Потом ему предложили пожить у местного пастыря. Ажибеков отказался. Говорит, сталкиваются религиозные интересы. А еще там якобы надо отдавать всю зарплату. В общем, он еще не дошел до ручки, но грозится ухватиться за нее. Письмо на блог – еще один шаг в сторону от зоны, попытка не преступить черту.

– Это касается многих (освободившихся заключенных. – Прим.авт.). В основном они возвращаются назад, – рассказывает Руслан. – Там их содержат, а тут жить негде! Не факт, что я в будущем не совершу преступления, потому что это неизбежно. Общественные работы мне не предлагали. Сказали, что перечислений до весны не будет. В единовременном пособии отказали, в бюджете нет денег. С пропиской надо решать самому, с жильем – не подхожу по целевым группам. Вся оказанная помощь – моральная. Крепись, мол, парень.

Дальше слов

У руководителя отдела занятости и социальной защиты акимата Житикаринского района Алии Мекебаевой свое видение ситуации. Итак, о системе.

– Прежде чем человек освобождается из мест лишения свободы, мы получаем оповещение от учреждения, в котором он отбывает наказание. За несколько месяцев до выхода нам сообщают: кто освободится, есть ли у него жилье, каково состояние здоровья, ведь там многие приобретают различные болезни. Мы отправляем ответное письмо о том, что после освобождения нужно явиться в отдел занятости по месту проживания. Там оказывается посильная помощь, в том числе и психологическая.

Все вроде бы понятно, но в системе явно есть сбой. Не знали о Руслане в отделе, пока тот не написал на блог акима. Ну а когда узнали, дали ему список вакансий, который закончился ответом работодателей: «Мест нет!» Алия Мекебаева считает, что ситуацию безвыходной называть нельзя:

– Если трудоустройство не состоится, пусть вновь придет к нам. Тогда мы отправим его на общественные работы, там дают две минимальные зарплаты. У нас многие работают на одну, а тут две. Но для этого нужно пройти медосмотр, и мы готовы предоставить 50-процентную скидку.

Что касается жилья, отдел занятости, оказывается, сотрудничает с домом, который принадлежит адвентистам седьмого дня. Иногда отдел направляет бездомных туда. Вот и Руслану предложили там пожить. В конце концов Алия Мекебаева посоветовала ему сблизиться с родственниками, это самый надежный вариант.

А что же государство? Несколько раз в год специалисты отделов занятости и соцзащиты выезжают в исправительные учреждения области и разъясняют заключенным все, через что им предстоит пройти на свободе. В 2016 году в Житикаринский отдел обратились 8 бывших заключенных и все отказались от помощи. Причины? Возможно, не увидели, что будет толк от той помощи.

В скором времени система трудоустройства освободившихся из мест заключения граждан в Казахстане обновится, появится база данных предприятий, которые будут готовы принять их на работу. Может быть, это для кого-то и станет точкой опоры.

Конечно, за судьбой Руслана теперь будем следить и мы, и компетентные органы. Но его история настораживает: выходит, что система реально не помогает начать новую жизнь после наказания? Сегодня, в период амнистии, этот вопрос особенно актуален.

Заместитель начальника Департамента уголовно-исполнительной системы по Костанайской области Болат Байжанов сообщил, что на этот раз амнистируют, по предварительным данным, 1571 человека. Формально подлежат освобождению от наказания 638 человек, а замене неотбытой части наказания на штраф или ограничение свободы – 104 заключенных. Сокращению неотбытой части наказания подлежат 829 человек. И это цифры только по нашей области.

Комментарии
Таких брать не спешат
Директор Костанайского филиала Международного бюро по правам человека Анастасия МИЛЛЕР считает, что работа с освободившимися сегодня ведется недостаточно эффективно:
– К сожалению, процент рецидивов в Казахстане очень высок. Особенно сложно тем, кто в течение длительных сроков лишения свободы потерял социальные связи. Подготовку к освобождению нужно начинать задолго до даты, когда человек выйдет из колонии или тюрьмы. У нас же начинают думать за 6 месяцев до окончания срока. Должна быть целая выстроенная и слаженная система, чтобы выйдя на свободу, человек был готов к жизни вне зоны. Это проблема и государства, и общества. Есть квоты на рабочие места, но работодатели не спешат брать работников с судимостью.
Не надо угроз и шантажа!
Член общественного совета Костанайской области Сергей ЖАЛЫБИН, прежде чем высказаться о системе, прокомментировал поступок Руслана, который решил просить о помощи, по сути, угрожая совершить преступление:
– Я вообще бы таких шантажистов не выпускал. Когда был еще депутатом, обратился за помощью один парень, который вроде все осознал. Я направил представление в прокуратуру, ему сократили срок наказания, и что думаете, он поблагодарил меня? Позже пишет, чтобы ему отправили 80 тысяч тенге, а если не поможем, снова совершит преступление. Вот такие они, шантажисты, схема у них есть. Если государство дало такую возможность, ищи законные способы жить. Да, трудно, но надо стараться.
Что касается мер адаптации бывших заключенных, их почти нет, считает Жалыбин. Этот вопрос признан проблемным на государственном уровне.
– Весной 2016 года была представлена программа так называемого института пробации. В соответствии с ней должны создаваться условия и для проживания, и для трудоустройства. Программа еще не работает, так как требует больших финансовых вложений. В бюджете на 2017 год одобрение получили только некоторые вопросы, не самые значимые, на мой взгляд.
Деньги направили на говорильню – на работу по разъяснению заключенным их прав и возможностей, которые им светят после освобождения. И это, действительно, неэффективное решение, ведь пока даже неизвестно, какие госорганы будут отвечать за выполнение программы. Она будет вводиться поэтапно, рассчитана на три года.
– А пока те, кто выходит на свободу, должны сами искать работу и определяться с жильем. И это только их проблема. В будущем за это, может быть, будут отвечать органы соцзащиты. Главное – не перекладывать проблему на общество, и уж тем более никого не шантажировать, – заключил Сергей Михайлович.
Закон есть, дело в исполнении
А вот сенатор Серик БЕКТУРГАНОВ считает, что сегодня уже есть законы, которые помогают сориентироваться бывшим заключенным в свободной жизни. Их лишь нужно исполнять.
– Можно посмотреть Закон РК «О пробации». Достаточно принято законодательных актов для того, чтобы работать. Единственное, местные исполнительные органы не всегда справляются, а освободившиеся не до конца откровенны. Например, не встают на учет, не идут на предлагаемую работу. Заставить их нельзя, но возможности предлагают, некоторых переобучают. Акиматам и полиции нужно работать вместе в этом направлении. А вот жилье – это проблема. Но и она решается.
Выходит, и закон уже есть, но многое на стадии доработки. Специалисты признают, что эта проблема требует скорейшего решения, иначе она будет порождать еще большие проблемы для общества. Потому что тот, кто не сумеет правильно воспользоваться шансом на свободную жизнь, завтра пойдет снова грабить и убивать.
P.S. Мы позвонили Руслану. Слава богу, ничего противозаконного он не совершил. А в отделе занятости все-таки помогли. Нашли вакансию сторожа, обещают помочь с бесплатным медосмотром и пропиской. Жить пока он будет у знакомого. К работе мужчина пока не приступил, так как ведутся переговоры со службой пробации.
Самат КАРИМОВ samat_karimov1991@mail.ru 39 23 00
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 4744
Нравится: +11
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран