В ушедшем году было много погодных аномалий. И они случаются все чаще, считают многие обыватели. Так ли это на самом деле? На этот и другие вопросы, связанные с погодой, ответила Валентина Загребина, начальник отдела прогнозов погоды Костанайского гидрометеоцентра, специалист со стажем более 40 лет.
– Валентина Николаевна, что с точки зрения специалистов было не так с погодой в 2016-ом?
– Выдалась необычно теплая зима. За счет ее первого и третьего месяцев. Ведь, например, среднемесячная температура февраля была на 6,5 градуса выше нормы. И осадков выпало заметно больше, чем обычно. Причем несколько раз за зиму был даже дождь. Случались аномалии и летом: очень жаркий август. Сентябрь выдался чрезмерно дождливым. Ниже нормы были среднемесячные температуры октября и ноября. И зима 2016-2017 пришла раньше, чем обычно. Ноябрь был явно больше зимний месяц, чем осенний. Снежный покров лег уже в его первой декаде. И эта зима, в отличие от предшественницы, пока более холодная, чем обычно.
– А в каком году выдалась самая холодная зима в Костанайской области?
– В 1972-м. Кстати, многие обыватели удивляются, когда мы называем среднемесячные температуры зимних месяцев, потому что они немногим больше минус 10 градусов. Забывают, что у нас резко континентальный климат, который отличается большими перепадами температур. Так что температурные значения недели трескучих морозов может запросто компенсировать погода следующих нескольких дней.
Самая низкая температура, которая зафиксирована у нас – минус 47 градусов. До таких значений столбик термометра опустился в 1940 году в Кушмуруне.
– Вот мы сравниваем погоду, а от какой точки – года – отталкиваемся?
– Метеонаблюдения ведутся в нашем регионе с 1936 года. Сведения о погоде фиксируются на 19 станциях.
– Аномалии повторяются все чаще. Согласны?
– Нет. Просто выдался такой период, когда несколько лет подряд погода удивляет. У нас резко-континентальный климат, который отличается большими перепадами температур.
– Еще одно мнение среди обывателей: раньше зимы были холоднее, да с такими сугробами, что нынешнему поколению не снились.
– И снова скажу: нет. Дело, в частности, в транспортной инфраструктуре. Разве такие дороги были полсотни лет назад, разве была такая, как сегодня техника. Вот и росли сугробы. А что до морозов, то стоит, пожалуй, иметь в виду и одежду. Массы из нас носили менее теплую, чем сейчас.
– Насколько верны народные приметы? Стоит ли переносить зиму на лето и, наоборот: морозный январь – жаркий июль.
– Исследований на этот счет нет. Но и без того понятно, что к такому виду прогнозов погоды не стоит относиться серьезно.
– Сегодня среди населения очень популярны интернет-ресурсы, которые публикуют прогноз погоды. Можете ли вы ответить, какой из них выдает более точные сведения?
– Мы составляем прогнозы погоды на основе анализа синоптических карт. Проще говоря, это карты принципиально важных погодных явлений. Другого способа узнать будущую погоду в принципе не существует. Как и, в принципе, невозможно составить точный прогноз на несколько недель вперед. А вот оправдываемость наших суточных прогнозов – 90-95 процентов. Каким образом составляют прогнозы на интернет-ресурсах, я не в курсе. Знаю лишь, что синоптические карты – информация, доступная не только официальным гидрометеорологическим службам.
– Очевидно, что сегодня люди гораздо больше интересуются настроением погоды. Наверное, и профессия синоптика более популярна?
– Вовсе нет. Иначе в Казахстане на метеоролога не обучали бы только в одном вузе. А профессия у нас очень интересная: ежедневно переносишься на расстояния, видишь, где и какие зародились явления, диктующие настроение погоде, анализируешь, как она будет себя вести.