ПКСК «Юность» нарушает закон или следует ему? А может быть, кооператив прикрывается им? На эти вопросы каждый ответит сам, когда прочитает о большой проблеме маленького человека.
Клетка
Динам Филипповна КУЗНЕЦОВА – инвалид I группы. Она весит 115 килограммов, но сейчас уже меньше. Женщина упала в подъезде, сломала руку и раздробила колено – неудачно поставила костыль на ступеньку. Месяцы лечения не прошли бесследно. Колено у женщины сине-красное. На руке повязка.
– Зачем же вы пошли?
– Так воздухом хотела подышать...
Квартира Динам Филипповны на первом этаже. До улицы всего семь ступеней и входная дверь. Две секунды для здорового человека. Для Динам Филипповны – нет.
– Если бы у вас был пандус, он бы решил проблему?
– Конечно! Мне не нужны были бы костыли. Я бы спускалась на инвалидной коляске. Вы не представляете, молодой человек, как я люблю воздух... Моя мама грузинка. Горы, чистота... А здесь клетка-квартира.
Ключи от этой клетки – в руках ПКСК «Юность». Женщина обращалась в кооператив с просьбой установить пандус. Однако получила отказ. Я прочитал его. Там сказано: «Пандус – специализированная конструкция, его установка имеет свои стандарты и механизирована. ПКСК «Юность» не имеет лицензии на производимый вид услуг. Дом, в котором вы проживаете, старого типа и не рассчитан на установку такой конструкции. Кроме того, жители вашего подъезда против установки кустарного пандуса». Подпись: Сибиль В.Л., председатель.
Я только за
«Дом старого типа», «не рассчитан для такой конструкции», «не имеем лицензии» – это просто смешно. Деревянный пандус – это дверь, которая крепится к стене или к перилам. Когда необходимо, она кладется на ступени. После этого по принципу двери, она откидывается к стене и крепится там. Отнимает 10 сантиметров жизненного пространства. Люди ломают стены, когда делают из зала и кухни студию. И это никому не мешает. Зато пандус несет угрозу.
А вот утверждение «жители вашего подъезда против установки кустарного пандуса» я решил проверить. Для этого в выходной день (пока все дома) я пришел к соседям Динам Филипповны.
***
– Вот, значит, как он выглядит... Конечно, я только за. А нам говорили, что из-за него ни пройти ни проехать (я взял с собой снимок аналогичного деревянного пандуса).
– Кто вам такое говорил?
– Тетя Лида...
Несмотря на выходной, многих дома не было. Но все, кого я застал, высказались за пандус. Лишь одна женщина выскочила из-за двери, едва я стукнул по ней. Глаза у нее были дикие: «Да зачем он нужен? Вы что, с головой не дружите?» – закричала она. Голос у нее был скрипучий. «Да на... она мне нужна... Пошла она на.., эта Филипповна...»
И тут открылась дверь в соседнюю квартиру, женщина махнула мне рукой, приглашая войти.
– Не обращайте внимания. Человек немного не в себе.
– Да я понял уже. Вот пандус... – я объяснил ситуацию.
– Я за. Сама однажды помогала Динам Филипповне ездить в акимат по этому делу. Такой пандус – шикарно. А то нам говорили...
– Кто это?
– Лидия Ивановна из четвертой квартиры.
Стена
– Добрый день, Лидия Ивановна. Я пишу о Динам Филипповне.
– Да вы проходите, а то холодно.
(Я снова объяснил).
– Ясно, а чего вы от меня хотите?
– Вы против пандуса или нет?
– Я не против пандуса... Но я против того, чтобы... долбили мне стенку, я не разрешаю... И не разрешу. Мне не надо, чтобы ее долбили...
– Посмотрите на снимок – здесь и долбить ничего не надо.
– Вы думаете, он мне что-нибудь говорит?
– Здесь видно, что пандус не занимает много места.
– Я свою стенку не дам рушить...
– Ясно, всего доброго.
– Кстати, я обходила квартиры, и все были против.
– Мне говорили, что вы ходили... А еще рассказали, что вы уговаривали их отказаться от пандуса...
– Я понимаю, ну молодцы... Сами лично подписывали... никто их не агитировал...
А потом я попрощался с Динам Филипповной. Напоследок она попросила увеличить громкость звука на своем телефоне. Пожилые люди – как дети, им нужна помощь. А если у этих детей ограниченные возможности, то и вовсе.
– Мне говорили, что вы с Лидией Ивановной были друзьями?
– Да. Она не раз гостила в моем доме.
– В чем же причина такого отношения сейчас?
– Я не знаю, – вздохнула Динам Филлиповна. – Когда была здорова, была нужна многим, а сейчас нет. Теперь Лида работает в ПКСК «Юность» – моя помощь ей не нужна.
– Она работает в ПКСК?
– Да.
– У вас очень красивые глаза. Я серьезно.
– Спасибо, – улыбнулась женщина.
Закон
Я спускаюсь по семи ступеням Динам Филипповны. Слева от меня стена Лидии Ивановны, которую она бережет. «Неужели из-за какой-то стены и мифической угрозы человека можно лишать свободы?» – думал я.
В редакции я нашел закон о социальной защите инвалидов РК. Статья 25, пункт 3. «Юридические лица в соответствии с государственными стандартами обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к транспортным средствам общего пользования, жилым, общественным и производственным зданиям». И еще 4 пункт: «Не обеспечение юридическими лицами условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры влечет привлечение к административной ответственности...»
Я вспомнил о Лидии Ивановне и ее действиях. Если она работает в ПКСК, то это очень похоже на служебное злоупотребление.
Газета вернется к теме. У нас есть пример, где пандус установлен и никому не мешает. И мы будем писать, пока он не появится по адресу Динам Филипповны.