В следующем году аптеки Казахстана должны перейти на международные стандарты. Иначе их ждёт штраф и запрет на продажу лекарств. Что это значит для населения?
Дан приказ ему на Запад
Приказ об утверждении надлежащих фармацевтических практик был подписан министром здравоохранения и соцразвития еще в 2015 году. Но разрабатываться и постепенно внедряться современные практики начали еще в 2000-х годах. В большинстве регионов фармкомпании лет пять как перешли на новые стандарты. В нашей области только ТОО «Стофарм» сразу стало внедрять предписанные международные стандарты. Специалисты многих фирм, как выяснилось в конце 2016 года, даже в руках не держали требования к работе современной аптеки.
Если компании не успеют в течение года перейти на новые стандарты, в 2018 году с внедрением обязательного медицинского страхования их ждет не только штраф, но и запрет на торговлю. И в конечном счете пострадает население. Не исключено, что может возникнуть и дефицит лекарственных средств.
Вопросы аптечной практики должны стоять во главе угла, уверены в Министерстве здравоохранения и соцразвития. Там, конечно, признают – проще перейти на новые рельсы будет крупным компаниям, мелким – сложнее. Однако, к примеру, департамент Комитета контроля медицинской и фармдеятельности в консультациях и информационной поддержке никому не отказывает.
– Ошибаетесь, если думаете, что эти стандарты были внедрены лишь потому, что государство хочет пополнить бюджет за счет штрафов, – сказал руководитель департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Орал Бекмагамбетов. – Просто в этой сфере нужно навести полный порядок. Ведь наши специалисты, проверяя аптеки, всегда, увы, находят нарушения. Кто страдает? Сами аптеки и, конечно, потребители лекарств. Стандарты надлежащей фармацевтической практики регулируют не только вопросы безопасности лекарств, но и исполнение современных требований к работе фармацевта.
В Костанайской области работает 672 объекта фармдеятельности. Из них 465 – частные, 207 – государственные. Большая часть – в городе, на селе 141 аптека. Фармацевтический рынок колоссальный! В Казахстане за последние десять лет его объем увеличился в три раза и достиг оборота в $1,8 миллиарда. Сравните: в 2005 году было меньше $500 тысяч.
Что за зверь, GPP?
Стандартов надлежащих практик несколько. Это стандарты производственной, лабораторной, дистрибьюторской практик и т.д. Но нас интересуют стандарты надлежащей аптечной практики – GPP (Good Pharmacy Practice). Их внедрение закономерно. Ведь за последние десятилетия роль фармацевта изменилась.
Еще не так давно фармацевты занимались лишь изготовлением лекарств, хранением и продажей пациенту. Теперь же их внимание переключилось на потребителя медикаментов. Они стали еще и консультантами в море информации о лекарствах.
Люди чаще всего за помощью в диагностике и лечении обращаются к фармацевту, а не к терапевту. Мол, у меня такие-то симптомы, какое лекарство посоветуете? Это часто можно услышать в аптеке. А если фармацевт попадется бестолковый? К кому потом претензии предъявит больной?
Поэтому возникла необходимость в иных подходах к работе этих специалистов. И одна из их задач, цитирую, «эффективное управление медикаментозной терапией и вклад в улучшение эффективности системы здравоохранения и общественного здоровья».
Листаю руководство GPP. И судя по всему, фармацевт должен многое. Пациент может требовать, чтобы он предложил средство (без рецепта) с учетом его эффективности, безопасности и качества. И, разумеется, цены. Еще работник аптеки обязан не просто протянуть вам в окошечко медикамент, а на словах проинформировать о способе применения, продолжительности лечения, возможных побочных действиях, противопоказаниях и сочетаемости с другими лекарствами. В общем то, что пишут в инструкции мелким шрифтом, и то, что не все читают.
Если покупатель попросит консультацию, то фармацевт не может ему отказать и обязан индивидуально побеседовать. Такую консультацию в очереди, да еще и общаясь через стекло, естественно, не проведешь. По новым стандартам в аптеке должно быть оборудованное место для конфиденциальной беседы с пациентом. А еще лучше, если в аптеке станет работать доктор, который и проконсультирует пациента, а также в экстренном случае сможет оказать доврачебную помощь.
– Конечно, упор делается на связку врач-пациент-фармацевт, – говорит Орал Бекмагамбетов. – Задача у всех общая: население должно быть здоровым. А еще стандарты операционных процедур помогут и фармкомпаниям, и пациентам. К примеру, транспорт. Машина должна перевозить медикаменты с определенным температурным режимом. Разве это не нужно делать? Представьте, повезли в сильные морозы лекарство из Костаная в отдаленный район. И что станет с этим препаратом через час? И неважно, ампулы или таблетки. Под температурным воздействием активные вещества в лекарстве могут разрушиться. И потом кого обвинять будут пациенты, если лекарство не поможет? Врача. Хотя дело не в нем, а в условиях хранения препарата. Медикамент грузили качественным, а в дороге он потерял фармакологические свойства. Я не говорю уже об условиях хранения, выдачи и так далее. Фармкомпании выстроят новую систему стандартов аптек, станет меньше фальсифицированных препаратов.
Переход на международные стандарты решит главный вопрос, уверены в Министерстве здравоохранения и соцразвития – качество лекарств и безопасность их для населения. И это насущная задача. Например, в России в декабре прошлого года произошло массовое отравление настойкой боярышника, в которой, как выяснили эксперты, вместо этилового спирта оказался концентрированный метиловый. Умерли больше тридцати человек.