Асылбек ТОЛЕШОВ, зампредседателя Казахской национально-культурной автономии Москвы – давний помощник «КН». В рамках проекта «Возвращённые имена» он передаёт нам информацию от российских поисковиков. Не раз помогал костанайцам посетить места гибели их родных-фронтовиков. А в этот раз сам по работе приехал в Костанай. Мы встретились с земляком.
– Асылбек Куантаевич, как давно живете в Москве?
– Я там сначала учился. Потом работал в Темиртау. А в 1994 году поступил в докторантуру Московского института стали и сплавов. Да так и остался.
– Ваша помощь в деле памяти о Великой Отечественной войне бесценна. С чего началось сотрудничество с поисковыми отрядами?
– В Москве есть школа им. Алии Молдагуловой. Я давно с ними дружу, был на открытии бюста. А в 2005 году в Актобе отмечали 80-летие Молдагуловой. Там я познакомился с администрацией Новосокольнического района Псковской области. Алия геройски погибла в этой местности. В Новосокольниках много полегло казахстанских солдат. Бои там шли почти три года. Говорят, из Казахстана прибывал большой состав, и сразу в бой. А через два дня уже следующий состав… Чтобы было кому воевать. Вот поисковики и начали мне сообщать, зная, откуда я родом: «Нашли останки солдата. Кажется, из Казахстана». А я начал связываться с акиматами, СМИ. Так и познакомился с «Костанайскими новостями».
– Тема войны близка вам лично?
– Великое событие – узнать, где захоронен твой павший на войне предок. Хочется быть причастным к этому. Мой дед Толеш не воевал. В 1937 году он был репрессирован. Когда я переехал в Москву, то в архиве удалось посмотреть его дело. Оно было уже рассекречено. Оказалось, он три раза писал письма Берии о том, что не виновен. Там же нашел и данные его брата Кали. В деле было его фото. Я переснял и показал снимок его дочери, которая не видела отца с десяти лет. Она очень плакала. Эту часть нашей истории нам тоже предстоит исследовать.
– Думаете, когда будут рассекречены все архивы, информацию по репрессированным потомки тоже будут искать, как и по фронтовикам сегодня?
– Думаю, да. Хотя тут, конечно, своя специфика. Например, когда я запрашивал дело своего деда, то с меня взяли расписку о неразглашении имен. Я теперь знаю, кто написал на деда донос. Но сказать об этом не могу…
– Часто бываете в Казахстане?
– Несколько раз в год. В том числе и в Костанае. В этот раз меня пригласили провести семинар для работников образования. У вас очень гостеприимный город.
– Живя в Москве, интересуетесь событиями в Казахстане, готовите бешбармак?
– Мой сын, который живет в Атырау, установил нам спутниковое ТВ, которое показывает казахстанские каналы. Жена любит концерты казахстанской эстрады, а я смотрю новости. Баурсаки готовим, как и бешбармак. Недавно в Москве открылась сеть магазинов казахстанских товаров «Баурсак». Я там еще не был. Но зайду. Так-то в Москве есть всё, что угодно.
– Теперь костанайцы будут знать, что там есть еще и наша автономия, казахстанская.
– Конечно! Мы рады землякам, обращайтесь.
– А если сумку с документами украдут, как это на вокзалах водится, своих в беде не бросите?
– Конечно, нет. С посольством свяжем и с родными. Это обещаю. Мои контакты: т. 8(916)245-81-25, tolesh@mail.ru