Призвали – пошел
Марина Жусупова очень категорична, когда речь заходит о причинах смерти ее сына. Вспоминает, что Асет никогда не мечтал служить именно в полку «Айбын». Просто, как и многие другие, после окончания колледжа был призван в армию. Выпала честь отслужить в элитном полку. Никто тогда не думал, что все закончится трагедией.
– Чуть меньше трех месяцев прошло, а моего сына уже нет в живых! – срывается на слезы женщина. – Говорят, что самоубийство. Это точно неправда! Проверяют две версии: самоубийство и нарушение правил обращения с оружием. Другие версии даже не рассматриваются. Получается, что и наказания никто не понесет.
Убитая горем мать никогда не поверит в то, что сын решил добровольно расстаться с жизнью. Друзья Асета тоже не верят в это. Нам они рассказали, что их смутило следующее: когда представители полка, в числе которых были и психологи, доставили тело домой, на вопросы родных и близких не отвечали, отворачивались. Были ли у лисаковского парня причины начать год с суицида? Жить он хотел, уверили все собеседники, знавшие парня.
Резонанс
Почти каждый случай гибели в армии вызывал резонанс по всей стране. Не исключение и те, что связаны с Костанаем. Мирбек Бакиров из Уральска погиб в нашей части 6697 от удара ногой в горло. Как рассказал виновный, Мирбек подошел к нему ночью и дернул за ногу. Тот отмахнулся и угодил прямо в горло. Этого хватило, чтоб жизнь парня оборвалась.
Череду вопросов по сей день вызывает смерть срочника Танаткана Утепова, который отслужил у нас лишь пять дней. Парню стало плохо, его доставили в психиатрическую больницу, где он умер. Заключение экспертизы шокировало родных: отравление азотосодержащим веществом. Каким? Откуда? Следствие зашло в тупик.
А еще мы рассказывали на страницах «КН» историю семьи из Рудного. Бисара Абдикова в армии потеряла двоих сыновей. Пограничник Сабит не стал мириться с беспределом и покончил с собой. А вот срочника Асылбека забили до смерти в павлодарской части – он погиб от удара в «адамово яблоко». Наказаны ли виновные? Чаще все заканчивается денежными компенсациями, реже – реальными сроками и увольнениями.
Дедовщина. Уровень «21-й век»
Сегодня специалисты уже не используют слово «дедовщина», более популярно – «неуставные отношения». На защите солдат от них в Казахстане стоит ОО «Комитет солдатских матерей». Его руководитель Людмила Костенко поделилась с «КН» своими наблюдениями: «Вымогательство – бич армии, но оно вышло на новый уровень. Большую роль играют сотовые телефоны, многое крутится вокруг них. Еще один важный фактор – поведение руководства. Творится какой-то беспредел с офицерами, с контрактниками. Бывает, что служащих оскорбляют перед всем строем. Нужно именно с этого места начинать, с тех, кто позволяет...»
С костанайскими семьями объединение сотрудничало не раз. Работы меньше не становится, заключила Костенко. Телефон руководителя объединения 8-747-638-32-37.
Сами ли…
Это сомнение высказывают практически все родственники парней, которые, согласно официальной версии, покончили жизнь самоубийством в армии. Причем часто речь идёт вовсе не о слабохарактерных ребятах. Во время следствия выясняется, что они и сдачу давали. Психологи среди причин суицида в армии на первое место ставят личные неприятности и душевные переживания (семья, болезнь и смерть близких, измена любимой, развод). И только потом служебные сложности (привыкание, конфликты между военнослужащими).
Опыт работы с солдатами, которые решили больше не жить, есть и у заведующей психологической службой Костанайской областной психиатрической больницы Галины Ислямовой. Правда, таких пациентов, отметила она, в учреждение не привозили уже давно. В качестве причин попыток самоубийства специалист называет медленную адаптацию и конфликтные ситуации. Чаще на суицид идут «первогодки», для которых адаптация становится пыткой.
После того как служащих привозят в больницу, назначается экспертиза, проводится обследование. А потом назначается лечение. Не гуманней ли выявлять склонных к суициду еще на этапе медкомиссии? К слову, психиатр в ее составе всегда есть. Он проверяет, способен ли человек выдержать нагрузки, не страдает ли эпилепсией или умственной отсталостью. Но определить, есть ли у человека суицидальные наклонности, крайне сложно, отмечает Ислямова:
– Если врач сомневается, что призывник психологически готов служить, то его не допустят к армии. Это видно по депрессивности и иным моментам. Но отдельно на суицидальную наклонность их не проверяют.
В самих военных частях работают психологи, которые всегда готовы проконсультировать ребят. Вот только обращаются ли к ним солдаты?
Ранее в интервью «КН» замначальника областного департамента по делам обороны Гиззат Шалтыков отметил, что психологический портрет призывника на медкомиссиях нынче составляется на основе ответов на 300 вопросов. Стало быть, кто это тест успешно прошел, должен и армию выдержать?!
Еще Шалтыков говорил, что сейчас в казармах стоят видеокамеры, любые действия, в том числе после отбоя, фиксируются. «Дедовщине» просто неоткуда взяться. Хорошо бы, но часто после ЧП оказывается, что как раз в этот момент камеры не работали. Совпадение?
P.S. Что касается гибели лисаковчанина Асета Жусупова, военная прокуратура сообщила: среди прочих рассматривается версия «доведение до самоубийства». Людмила Костенко готова взяться за дело этого парня, ждет лишь доверенность от родных.
PP.S. 19 января мы отправили запрос в Минобороны РК, просили предоставить статданные о гибели солдат в армии Казахстана. Обещали предоставить, но так и не ответили. Вчера уже даже не брали трубку.
Самат КАРИМОВ
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО
и из семейных архивов погибших солдат.