Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Аптечный звон... Много дум наводит онКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Аптечный звон... Много дум наводит он

Аптечный звон... Много дум наводит он

В стране грядет очередная реформаторская волна. Да что там волна – цунами! На этот раз дело касается аптек. Выживут явно немногие.

Рисунок Владимира Берёзкина

Смена караула

Мое представление о наших аптеках до недавнего времени не отличалось разнообразием. По мере надобности – аспирин, анальгин, горчичники. Буквально напротив редакции уютная маленькая аптека с душевной Ириной Николаевной и ее коллегой Ляззат. Всегда подскажут, расскажут, посоветуют. Как-то привычно и по-домашнему. И вот читаю, что в стране грядут очередные реформы. Выживут немногие аптеки.

Об этом без обиняков говорит гендиректор аптечной сети Europharma Руслан Берденов: «Сейчас в Казахстане примерно четыре тысячи аптек. Знаю, что в некоторых развитых странах законодательно установлена норма, чтобы на десять тысяч человек была только одна аптека. У нас это не ограничено. В одном жилом доме может быть по три-четыре аптеки. Конечно, мелкие игроки, которые работают несерьезно, без стратегии, после введения стандарта уйдут, но серьезные останутся. Это как минимум десять компаний».

Что сулит новый фармпорядок нашей аптечной сфере – вопрос не узкоспециальный. Ведь не сама же по себе существует эта сфера, а в тесной связке с нуждами тысяч обычных людей. Все мы в большей или меньшей степени пациенты.

Итак, о реформах. Имя у новой волны заграничное – GPP. Проще говоря – Good pharmacy practice, то есть надлежащая аптечная практика. Изначально этот новый свод аптечных правил писался в 1993 году исключительно для европейских стран с «западной» демократией. Разрабатывали его специалисты международной фармацевтической федерации (FIP). Понятно, где были они, а где мы. И вот спустя восемь лет, в мае 2001-го, в Дании (Копенгагенский Центр ВОЗ) рождается документ под названием «Надлежащая аптечная практика в Новых Независимых Государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов». А мелким шрифтом: «Для стран с переходной и развивающейся экономикой». Значит, для нас.

Сразу хочу отбросить конспирологическую иронию на тему «Вашингтонский обком партии постарался». Мир, как и врачебная практика, не стоит на месте. Можно, конечно, сокрушаться, что гематоген нынче не тот, что в детстве, но уже не сбросишь со счетов иные веяния стратегического планирования аптечного бизнеса, в центре которого концепция супермаркета. Это когда аптека берет на себя массу дополнительных услуг – от вакцинации против гриппа до удаления вросших ногтей, что повышает, как пишут люди знающие, денежные ее поступления до 20%.

Я был в такой супераптеке. Спускался с двадцатого этажа отеля «Нью-Йоркер» в центре Манхэттена и через пятнадцать шагов брал в ней пиво, зубную щетку и корм-сувенир для своего отечественного пса. Лекарств здесь тоже была гора, но мне они были неинтересны.

Замечательно. Что для подобного надо сделать в родных пенатах? Внедрить стандарт «Надлежащей аптечной практики» СТ РК 1615-2006. С 1 января 2018 года он будет обязательным для субъектов казахстанского фармрынка. С точки зрения пациента, нас ждут изумительные новшества. Заходишь в аптеку за настойкой пустырника, а тебе предлагают измерить давление, температуру, рост, вес, содержание сахара в крови и, чем черт не шутит, пройти тест на беременность.

Марина Дурманова, президент Ассоциации поддержки и развития фармдеятельности РК, путь к светлому будущему наших аптек рисует так: «Важным является определение лица, которое будет ответственным за формирование системы качества. Если это крупная аптечная сеть, то это будет уполномоченное лицо, если небольшая аптека, то менеджер по качеству. Путь перехода на стандарт GPP аптечный предприниматель должен пройти осознанно и безболезненно. В основном аптеки – это ИП и средний бизнес в городах, аптечные пункты в поликлиниках, а в сельской местности – передвижные аптечные пункты, созданные в населенных пунктах свыше двух тысяч человек, и ФАПы».

Давайте от фантастики типа неведомых пока «передвижных аптечных пунктов» перейдем к грубой реальности. У нас в области на селе 140 аптек. Зайдем в одну из таких.

Последние из могикан

Село Новонежинка Аулиекольского района. Большое и раскидистое. Две аптеки на две тысячи человек населения. Нина Дмитриевна, 77 лет от роду, протопала два километра в одну из них: «Таня, дай что-нибудь успокоительное. Когда засыпаю, боюсь помереть, кашляю».

Таня – это Татьяна Макарова, 38 лет аптекарского стажа. Она тут как мать Тереза: и швец, и жнец по части медицины. Остался год до пенсии, опасается, что новые веяния доработать не дадут. Ее аптека – это максимум 12 квадратных метров в полузаброшенной двухэтажке на краю поселка. Чистенько и бедненько: зарешеченное окошко, одна лампочка, кургузый стол. Здание принадлежит местному фермеру. Тут парикмахерская, булочная, а в разгар сельских работ – бухгалтерия.

По словам Татьяны Дмитриевны, основной приток пациентов – в период зарплат и пенсий. «Я несколько раз ходила в старшие классы, агитировала ребятишек стать фармацевтом. Тем более что Юрий Заикин, предприниматель, готов за свой счет обучить. Но отклика нет. Все хотят в город», – говорит Макарова.

У Ольги Ведлер из райцентра Тарановское своя история. После института работала в районной аптечной сети старшим провизором. Когда аптеку в период приватизации продали, сидела полгода на бирже труда, ждала, когда позвонят и скажут: выходи на работу… Увы. Пришлось на ходу учиться бизнесу. Сейчас у нее 34 квадратных арендованных метра. Ее аптека – одна из пяти на весь поселок. Клиентуры хватает.

Ольга одна во многих лицах – и продавец, и консультант, и менеджер по качеству. О 90-х вспоминает так: «Нас бросили на самовыживание. Ко мне прибегали врачи чуть ли не от операционного стола, просили перчатки, перевязочные материалы, шприцы. Сейчас мои обороты на 70% зависят от продажи рецептурных лекарств».

О лекарствах мы неспроста: согласно новому стандарту «Надлежащей аптечной практики», организации, не прошедшие новую аккредитацию, будут лишены права отпускать рецептурные лекарственные средства. «Ну посмотрите сами, где мне тут оборудовать дополнительное изолированное место для работы с пациентами. Да и физически невозможно одновременно торговать, глубоко консультировать и тут же делать анализ крови. Ко всему прочему у нас дефицит профессиональных медработников».

Не гоните лошадей

Про дефицит врачей только ленивый не говорил. Триста вакансий на область. В отдаленных районах вообще завал. Так что рассуждения о дополнительных «менеджерах по качеству» в контексте грядущего стандарта СТ РК 1615-2006 у меня, как у пациента, вызывают смутную тревогу. Когда в районе нашей редакции в шаговой доступности четыре аптеки и нет очередей, этот факт я воспринимаю как реальное достижение качества обслуживания. Социальный прогресс.

А что мне обещают в недалеком будущем? Один аптечный супермаркет на всю округу, где можно будет и пиво купить, и таблетками разжиться, и температуру измерить? За одиннадцать лет, прошедших с момента принятия казахстанского стандарта «Надлежащей аптечной практики», вы где-нибудь такое видели? Покажите нам этот экзотический плод с зарубежными корнями, который в какой-то части страны уже пустил хоть махонькие всходы. А может, и чуток возмужал в каморках сельских аптек. Назовите адрес, где можно увидеть, пощупать, расспросить и, дай бог, внедрить, основываясь на реальном опыте, а не на кабинетной маниловщине.

Нет же, одиннадцать лет будто в летаргическом сне и вдруг, как при моей службе в армии – «Рота, подъем!», когда за 45 секунд надо впрыгнуть в штаны, сапоги и примкнуть штыки. Ни черта с таким подходом не получится. Самый мирный вариант – организуем показуху. Самый болезненный – кончим сотни периферийных аптек, фармацевты которых вынуждены будут с торговли аспирином перейти на торговлю шмотьем и консервами.

К тому же, у меня стойкое ощущение, что и сами реформаторы до конца не уяснили, как и что делать. Общие слова, не более. Вот и областные чиновники от здравоохранения начали через СМИ разъяснять плюсы грядущей реформы. Мол, стандарты операционных процедур помогут и фармкомпаниям, и пациентам. Между тем в нашей области уже закрылся один филиальный оптовик. Теперь лекарства головная фирма возит из Астаны. Заметет дороги – жди пять суток. И это оптимизация?

Давайте спросим прямо: что мы хотим? Поднять уровень жизни населения или прибыль собственника от затрат на финансирование социальных проблем государства, в первую очередь здравоохранения? Механически переписать аптечные директивы Евросоюза? СССР нам оставил большой научный потенциал и высококвалифицированных специалистов: врачей, фармацевтов, микробиологов и т.д. Система его поддержки на должном уровне рухнула вместе с Союзом, а новой системы, которая сделала бы востребованным упомянутый потенциал, сегодняшними собственниками не создано. Подавляющая доля лекарственных средств – заграничная. Еще хотим проблем?

По мнению FIP, свод правил GPP – это каркас, в границах которого каждая страна решает насущные для нее вопросы и устанавливает свои собственные стандарты с учетом особенностей страны. При разработке этих стандартов должны учитываться существенные различия между странами. Важно, чтобы правила игры были реальными. Золотые слова. Их бы да в уста тех, кто галопом и с шашкой наперевес гонит впереди себя местную фармацевтику к финальному январю 2018 года. Штаб, конечно, не заметит павших бойцов…

Анатолий ЕРМОЛОВИЧ  info@kstnews.kz 53-07-07
Просмотров: 7627
Нравится: +30
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран