Жительница многоэтажки в областном центре считает свой дом аварийным. Но это ещё нужно доказать…
Ручеёк и «клоповник»
Римма ТРЕГУБЕЦ купила квартиру на шестом (мансардном) этаже в малосемейке, расположенной по Герцена, 24. Купила и пожалела. «У нас уже несколько дней из-под фундамента бежит вода. Аварийная отказывает в помощи, «Костанай Су» – тоже», – в голосе женщины были явно панические ноты. Мы выехали на место.
Ручеек действительно непрерывно журчит из-под стены дома. Его даже можно принять за весенний, если бы не мороз. А романтику напрочь убивает вонь, которую источает вода. Сантехник-частник, которого вызвали местные жители, как раз обходил дом дозором. Рассказал нам, что несколько раз в год прочищает здесь канализацию. На этот раз диагноз был неутешителен: рассыпается труба, нужно менять. Дело вроде и недорогое, вот только соберут ли люди деньги?
Эта малосемейка по Герцена не впервые становится объектом внимания прессы. «Клоповник» – такое нелицеприятное прозвище было дано дому в конце 90-х. Сегодня даже красивого мансардного этажа не хватает, чтобы картина стала оптимистичнее. Более того, именно мансарду старожилы обвиняют в бедах, которые преследуют дом.
Когда строили – всё трещало
Малосемейка не состоит ни в одном ПКСК. Хотя была на обслуживании в «Армане», после в ЖЭС. Оба кооператива отказались от такого жилфонда: люди не платят. Сегодня старшим по дому считается местный житель Олег Бектымбаев. Он показывает нам трещины в стенах, сочащиеся водой ржавые задвижки. Старожилы дома вообще говорят, что дом начал разваливаться после возведения мансарды: «Когда строили – всё трещало».
Идем с сантехником в одну из квартир на первом этаже. Она находится как раз над бьющим из-под фундамента «родником». Подняли доски, а там куча бутылок и прочего мусора, плавающего в воде. Пол покосился, комната будто наклонена. Подвала в этом доме нет, прямо под ногами – полутораметровая пустота с трубами отопления, воды и канализации. К слову, в соседней квартире по стенам идут трещины, повсюду желтеют пятна сырости. В коридоре под ногами ходуном ходит дощатый пол. Он скрипит и сильно пружинит под ногами. Долго не решаюсь сделать шаг. Местные идут, не спотыкаясь: «Жить-то как-то надо».
Ремонт на добром слове
Жильцы считают, что их дом должны признать аварийным. Одни говорят, что приходили специалисты из акимата, которые с этим согласились, но посоветовали обратиться к частнику за подтверждением статуса. Другие вспоминают комиссию, которая проводила обследование несущих конструкций и дала добро на строительство мансарды. При этом все в один голос твердят: взамен на право построить мансарду им обещали ремонт дома. Выходит, не сдержали слово?
Подрядчик – ТОО «Аяз» – ситуацию не комментирует. У жильцов на руках нет ни документов по экспертизе несущих конструкций, ни договора на строительство мансарды. А к частнику за «статусом» сходить стоит около 300 тысяч тенге. На том обсуждение и теряет логическую нить.
Встретили мы возле дома и сотрудника жилищной инспекции акимата Костаная. Приехал он, правда, по просьбе не жителей малосемейки, а владельца дома-особняка, что расположен в паре десятков метров от места аварии. Хотя люди обращались за помощью в акимат, но «клоповник» со своими проблемами будто невидимка. Как для отдельных жильцов, которые давно привыкли к такому положению дел, так и для специалистов.
Жильцы-старожилы платить ПКСК за обслуживание не хотят, в модернизацию вступать – тоже. Трубы все сгнили, но деньги на их замену собирать тоже никто не спешит. В этой ситуации больше всего жаль новоселов, которые купили квартиры на том самом мансардном этаже. Они-то и бьют тревогу. Но под ними пять этажей безразличия либо возмущения. Третьего – активной позиции и ответственного отношения – пока не видно. Тяжко в такой ситуации будет шестому этажу.
P.S.: Мы направили в акимат города запрос с просьбой пояснить ситуацию с этим домом. Продолжение следует…