Карабалыкские чиновники помогли вернуться домой двум россиянкам. Эти истории о том, что человеческий фактор – это плюс, а не минус.
Елена и паспорт
Елена Суконникова – из Перми. Девушке 20 лет. Накануне Нового года она приехала в Карабалык к своей бабушке Валентине Злобиной. Повод был вовсе не праздничный – поминки деда. Внучка благополучно пересекла границу. Говорит, ни российские, ни казахстанские пограничники не остановили ее, не растолковали, что могут возникнуть проблемы с возвращением на родину. А срок действия ее паспорта тем временем истекал буквально на днях.
Вдобавок нюанс – у девушки слуховой аппарат, у нее инвалидность. Потому, признается Лена, она не уверена, что пограничники ее не предупреждали. Может, и пропустила важную информацию. А сама в паспорт не заглянула, потому была ошарашена, когда ее отказались выпускать из Казахстана.
Бабушка Валентина Анатольевна вместе с внучкой ходила в миграционную полицию, ездила на границу – объясняла, умоляла, но без толку. Пришлось возвращаться в Карабалык. Елене грозила долгая бюрократическая процедура замены документа через Астану, немалые затраты. Но в Рождество, когда аким района Канат Габдулин пришел в православный храм поздравить прихожан с праздником, Валентина Анатольевна подошла к нему и со слезами на глазах поведала о проблеме.
Буквально сразу же аким собрал своих заместителей, представителей компетентных служб, чтобы разобраться в ситуации. Данные о россиянке были официально запрошены казахстанской погранслужбой в ФМС России и подтверждены. В соответствии с Соглашением между Правительством РК и РФ о деятельности пограничных представителей (г. Астана, 2004 г.) Елену Суконникову через несколько дней передали на нейтральной полосе из рук в руки российским коллегам. Девушка благополучно добралась до Перми и уже оформляет новый паспорт.
Бедная Лидия?
Об этой женщине сейчас пишут все челябинские СМИ. Наперебой рассказывают трогательные истории о женщине, которая жила в нищете в казахстанской деревне, а теперь нашла приют в реабилитационном центре Челябинска. Называют ее жертвой развала СССР и последствий разъединения. На самом деле не все так трагично, как показывают соседи-журналисты.
Действительно, 70-летняя Лидия Степашкина долгие годы жила в Карабалыкском районе. Еще в конце 90-х она выписалась из Челябинска и приехала жить в Новотроицк. Работала по найму где придется, дальше села никуда не выезжала. К тому же нередко прикладывалась к бутылке. По мнению полицейских, именно такой образ жизни стал причиной того, что она никогда не занималась приведением своих документов в порядок.
С паспортом советского образца она и жила все эти годы, не очень задумываясь о последствиях и будущем. Соответственно, не могла рассчитывать на пенсию или социальные выплаты. А когда осталась без поддержки своего сожителя, то положение ее вовсе стало бедственным. Новотроичане, сочувствуя, помогали ей кто чем мог. Однако нынешнюю зиму в таких условиях женщина могла и не пережить. Об этом и поставил в известность районное руководство аким Новотроицкого сельского округа Берик Бокаев.
Аким Карабалыкского района Канат Габдулин созвонился сначала с руководством соседнего Троицкого района РФ. Там решение проблемы найти не удалось. А затем письменно обратился к губернатору Челябинской области Борису Дубровскому, главе города Челябинска Евгению Тефтелеву. Замакима района по социальным вопросам Кайсар Муржакупов по поручению Габдулина лично вышел на заместителя главы города по социальному развитию Игоря Лопаткина. И надо же было случиться такому – тот оказался нашим земляком. Правда, это не отменило необходимой процедуры запросов и ответов, но, возможно, облегчило взаимопонимание между госслужащими двух стран.
В итоге пожилую женщину в сопровождении представителей социальной службы по той же схеме, что и Елену – на нейтральной полосе – пограничники передали российской стороне.
На этой неделе заместитель акима района созвонился со Степашкиной, справился о ее делах. Лидия Эдуардовна заверила: все хорошо. Как сообщили российские чиновники, 70-летняя женщина доставлена в Челябинск и помещена в Центр для лиц без определенного места жительства. Российские власти займутся восстановлением документов для пенсионерки (это значит, что женщина со временем обязательно получит пенсию), а в перспективе устроят ее в специнтернат.
Вместо вывода
Судьба человека нередко находится в руках конкретного чиновника. Прояви он равнодушие или невнимательность – и проблема не решается годами. Это так называемый человеческий фактор. А бывает и наоборот, этот самый фактор играет в пользу дела. Как раз такой, карабалыкский, и сыграл решающую роль в судьбе сразу двух россиянок.
Татьяна МАКАРОВА
Фото Дарьи Невзоровой