Год начался с митинга в столице. Активисты требовали лишать гражданства казахстанок, выходящих замуж за китайцев – уж очень их пугает эта тенденция… Но статистика неумолима: в 2016 году в республике заключено 6687 браков, где чаще жених – заморский, а невеста – наша. В преддверии 14 февраля мы изучили костанайские истории заграничной любви.
«Помыл посуду и не сломался»
– В какой-то момент я думала, что совсем не выйду замуж. Потому что решила: чем быть несчастной в отношениях, лучше буду счастлива без них, – рассказывает Жанна Байзрахманова-Бриде.
Жанна родилась, выросла и даже поработала после окончания университета несколько лет в Костанае. Потом переехала в Алматы, где была успешным пиар-менеджером в крупной компании. Говорит, пока добилась всех своих целей, наступило 30-летие. Возраст, в котором казахстанских девушек начинают называть «засидевшимися в девках». Большинство ровесников либо женаты, либо им не нравилось, что потенциальная невеста зарабатывает больше. Мартину понравилось ее остроумие.
Молодые люди познакомились в фэйсбуке. Она что-то прокомментировала, «подружились», начали общаться, сблизились. Через время встретились в Европе, куда Жанна собиралась ехать в отпуск.
– Я всегда искала в мужчине равноправного партнера, – объясняет Жанна.
Мы встретились с ней в Костанае, когда она приезжала навестить родителей и решить документальные вопросы.
– Между тем я очень часто сталкивалась с тем, что нашим мужчинам нужна не жена, а мамочка. У которой будет строгая задача – вести хозяйство и заботиться о муже. И даже если она будет лежать с гриппом, он ни за что не помоет посуду и не приготовит обед. Наоборот, выскажет ей, что валяется без дела. Когда мы начали жить с Мартином, я увидела, что для него совершенно не представляет труда, к примеру, вытереть пыль, если он ее заметил. И для него это не «стыд, позор и немужское дело». В общем, «молчи, женщина, твое место у плиты» – это не про него.
Мартин – гражданин Латвии, но уже много лет живет в Великобритании. Женились молодые люди в Костанае. А вот жить планировали в Алматы. Потому что там красиво, тепло и множество возможностей. Передумали, когда в Казахстане подняли пенсионный возраст для женщин и изменили порядок выплаты декретных пособий. С тех пор живут в Великобритании.
– Я слежу за новостями и читала про все эти митинги за лишение гражданства, – рассказывает Жанна. – Считаю, что это полное нарушение тайны личной жизни, которое гарантировано каждой казахстанской девушке, даже если она не смогла встретить подходящего молодого человека на родине. Если ей, допустим, нравятся голубоглазые блондины, то нет ничего криминального, если она этого блондина найдет и будет с ним счастлива.
«Как была казахстанкой, так и останусь»
– Всегда найдется кто-то, кто скажет: замуж за страну вышла, а не за человека. Слышала такое не раз. Всем не ответишь, – объясняет Татьяна Сотникова-Йост.
Она уехала из Костаная в Караганду работать инженером в нефтехимической лаборатории. Туда же в гости к друзьям приехал в 2014-м Вильгельм. Два свидания, три месяца общения в скайпе, приглашение в гости в Германию, встреча и предложение выйти замуж.
– Я сначала решила, что это шутка, но Вильгельм опять прилетел ко мне в Караганду и сказал, что отношения на расстоянии не для него. Либо мы женимся и строим жизнь вместе, либо нам надо постараться забыть друг о друге. Тогда я согласилась. Мы – два взрослых человека, которым интересно вместе. И если в Казахстане мы пара «ближе к среднему возрасту» (мне было 27 лет, мужу 35), то в Германии – абсолютные молодожены. Здесь люди начинают жить вместе лет в 30. К 40 годам задумываются о браке и детях. Развод здесь дело муторное и очень затратное. Бракоразводный процесс обходится в 7-8 тысяч евро, длится минимум полтора года. Потому что предварительно пара должна год прожить раздельно. Только после этого суд будет рассматривать документы. Поэтому к браку все подходят «с головой».
– Что бы ни говорили «доброжелатели», менять гражданство я не собираюсь. Как была казахстанкой, так ею и останусь. Причина проста – на родине родители, и, случись что, не нужно будет тратить время на оформление виз. С видом на жительство мы имеем такие же права. Только не можем голосовать на выборах.
«Как будто женщина – неодушевленный предмет...»
– Если честно, я не встречала еще ни одной девушки, для которой брак с иностранцем был бы самоцелью, – говорит Малика Юнусова. – Мне вообще не очень нравится негативный оттенок, который вкладывают во все это. Как будто женщина – неодушевленный предмет и принадлежит какой-то стране. Да, многие девушки верят, что брак с иностранцем сделает их жизнь лучше, но, по большому счету, в их жизни мало что меняется. Брак ставит женщину в зависимое от мужа положение. А в случае переезда в другую страну к мужу эта зависимость только усиливается из-за незнания языка, законов, отсутствия требуемого в новой стране образования и, как следствие, проблем с интеграцией в новых условиях. Я бы посоветовала в первую очередь развиваться, получать образование, строить карьеру, чтобы избежать этих проблем.
Малика приехала в Германию по специальной образовательной программе. Там же познакомилась со Штеффеном. Несмотря на то что рядом с мужем ей комфортно, взгляды на институт брака она пересмотрела после того, как начала изучать литературу о правах женщин и их положении в современном обществе.
– С самого рождения общество вдалбливает девочкам в голову, что замужество – предназначение женщины. Как следствие, без мужа девушки считают себя неполноценными, несостоявшимися. Эти же комплексы активно подкрепляются шуточками про «сильных независимых женщин с 40 кошками». А вместо незаслуживающих внимания предложений «лишить гражданства» можно взять курс на повышение качества жизни, уделять больше внимания проблеме насилия в семье, повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда, поддержке матерей и множеству других проблем, с которыми сталкиваются женщины в нашей стране.
P.S. Многие героини материала в ходе его подготовки отказывались называть себя. Потому что «прочитает слишком много знакомых», «родители посчитали, что это неуместно» и т.д. Это показатель. Как и то, что истории нам долго искать не пришлось, их море. Одна уехала работать в ОАЭ и вышла замуж там. Другая училась в Китае, познакомилась с японцем и ради него переехала в Японию. Говорит, уехала, потому что «этот человек и есть мой дом». Историю Дарьи Икерт из Костаная, которая вышла замуж и переехала в Нигерию, год назад узнал весь Казахстан. Даша уверяла, что счастлива в браке по любви. Но есть истории, в которых хэппи энда и не случилось. Одна из наших невест недавно вернулась из Турции в Костанай. С ребенком. Одним словом, ни на одну историю любви не повесить ярлык «хорошо» или «плохо». Но мужской части KZ важно учесть, что наши невесты и правда все чаще заглядываются на заграницу. Может, просто дома женихов не разглядели. А может, и не дело это, когда женихи в ответ за заморскую свадьбу обиженно требуют или наказать невесту, или калым с жениха. Не лучше ли начать с себя?..