К сожалению, врачам порой не хватает опыта и знаний для оказания населению качественной помощи, – уверен руководитель департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Орал БЕКМАГАМБЕТОВ.
– Орал Айтбаевич, больше стало жителей нашей области, которые недовольны качеством медуслуг?
– Ощутимой тенденции к увеличению или уменьшению обращений нет. В 2016 году к нам поступило 182 обращения, в 2015-м – 179. Но если проанализировать сами жалобы, то картина вырисовывается нерадужная. Обоснованных жалоб стало в два раза больше! Когда проанализировали обращения, выяснили, что если раньше пациенты жаловались на хирургический профиль, то теперь – на терапевтический. И из 78 таких жалоб каждая десятая обоснованная. Это, я считаю, высокий показатель.
– Что же случилось?
– Сначала мы думали, что это связано с увеличением количества врачей общей практики и уменьшением педиатров. Но, как оказалось, большой поток жалоб – на работу стационаров городских больниц. Мы проанализировали, почему и в какой период появились жалобы – это первые три месяца минувшего года, и связаны они с организацией инсультного центра и новых отделений. Потом ситуация выровнялась.
– И какие нарушения вы встречаете часто в работе медиков?
– Это несоблюдение стандарта оказания медпомощи и незаконная фармацевтическая и медицинская деятельность. Последние нарушения, увы, в нашем регионе до сих пор встречаются. В прошлом году было более 20 случаев, когда у медработников оказывались просроченными сертификаты. Здесь укор в адрес руководителей медицинских учреждений и специалистов по управлению персоналом, которые должны отслеживать эти моменты. Еще одно серьезное нарушение – медработники за оказание государственного объема бесплатной медпомощи берут деньги. Также есть практика, когда на приеме врач продает пациентам лекарства или направляет людей в конкретные аптечные организации, а потом от них получает вознаграждение. Это недопустимо и карается жестко. Штраф для физического лица – 80 МРП (около 170 тысяч тенге. – Прим. авт.).
– Если не ошибаюсь, трудно доказать сговор врача и администрации аптечной сети.
– Да, непросто, но если задаться целью, возможно. Достаточно обращения пациента. Мы опросим других больных, и они обычно не скрывают того, что им настоятельно советовал медработник. Поэтому хочу предупредить коллег, что за этими моментами мы пристально следим. Как и за летальными случаями в медучреждениях области. За прошлый год специалисты департамента вместе с экспертами проанализировали более семи тысяч историй болезней. Из более тысячи летальных исходов 65 случаев можно было предотвратить. В прошлом году мы потеряли трех матерей. Два случая, по мнению экспертов, предотвратить было нельзя. Но один – возможно! Из 109 детей, которые умерли, шестеро могли выжить. Но не выжили из-за того, что реанимационная помощь была оказана им не в полном объеме. Причины – низкая квалификация медработников и неточная диагностика. В итоге больницы были наказаны штрафами и не досчитались более семи миллионов тенге. При анализе историй болезни без летальных исходов выяснилось, что в 572 случаях врачи допустили различные нарушения. Например, неполное обследование пациента, неверное назначение лекарств. И опять больницы наказали штрафами. Считаю, что первым руководителям медучреждений нужно улучшать качество услуг, наладить работу службы поддержки пациентов.
– Но почему умирают те, кого можно было спасти? Есть же протоколы диагностики и лечения. Алгоритм действий, казалось, проработан.
– Просто на этот вопрос не ответишь. Каждый случай уникален. Где-то срабатывает и несовершенство наших протоколов, еще важен опыт врача, хорошее медоборудование и так далее. Критериев немало.
– Жалоб больше на врачей государственных или частных клиник?
– Если еще недавно пациенты были недовольны государственными больницами, на частников мы регистрировали единичные обращения, то с прошлого года количество жалоб сравнялось. Потому что частники начали работать по госзаказу. Естественно, их пациенты теперь не элитные граждане, а самые обычные.
– А как обстоит дело с аптеками?
– Проверить более 600 фармацевтических объектов в регионе непросто. Мы работаем по обращениям граждан. И, к сожалению, находим нарушения и в аптечных сетях: от условий реализации до хранения препаратов. Некоторые аптеки продают лекарства, которые отпускаются только по рецепту, не требуя оного от покупателя. Честно говоря, считаю, что Комитеты фармацевтической и медицинской деятельности лучше разъединить. Слишком большой объем работ. Ведь мы должны не наказывать и штрафовать, а помогать больницам и аптекам работать лучше.