Природоохранная прокуратура области инициировала «Меморандум по сохранению объектов животного мира». В дипломатичной форме его предложили подписать всем руководителям охотничьих хозяйств прямо в конференц-зале прокуратуры.
Самоконтроль
Двухчасовое совещание Нариман Касымбеков, специализированный природоохранный прокурор области, провел в режиме дискуссии. Охотники и те, кто их у нас контролирует – теринспекция лесного хозяйства и животного мира, природоохранная полиция, управление природных ресурсов, – оказались, что называется, в одной лодке со своими вопросами и проблемами. Идею проекта по сохранению объектов животного мира, принявшего очертания меморандума, Нариман Касымбеков охарактеризовал емко: «Нулевая терпимость к браконьерам. Есть среди них те, кто в случае чего привычно козыряет служебными корочками. Будем искоренять».
Будет жарко. Потому что ловить браконьеров и наводить порядок придется на большой территории. При нашем-то скудном техническом обеспечении егерей и природоохранной полиции числом 15 штатных сотрудников. Изюминка меморандума, как я понимаю, в том, чтобы активизировать охотничью общественность на больший самоконтроль.
Животный мир
Пробежимся по нашим природным сусекам. 21 вид диких животных – от лося до зайца – отнесен к объектам охоты. Плюс к этому девять видов птиц: гуси, утки, тетерева, куропатки… Под запретом охоты 26 видов краснокнижных животных и птиц. На другой стороне весов – 103 охотничьих хозяйства, в ведении которых свыше 17 миллионов гектаров.
Фантастически огромные просторы вмещают в себя еще Наурзумский природный заповедник и три государственных природных заказника, где, понятно, охота категорически запрещена. Это же правило распространяется и на Государственный природный резерват «Алтын дала» площадью полмиллиона гектаров, являющийся местом обитания, миграции и окота самой крупной в мире бетпакдалинской популяции сайгаков.
Этим красавцам, предки которых паслись на одном поле с бронтозаврами, в последние двадцать лет дико не везет: то их джут валит сотнями тысяч, то неизвестный науке вирус, а тут еще и китайские подпольщики предлагают за килограмм рогов до нескольких тысяч долларов…
Но, слава Богу, наше законодательство по этой части тоже не дремлет: покупка, продажа, хранение мяса, шкур, рогов, не говоря уж об охоте, запрещены. Тут уж четко прописано: уголовное правонарушение. За объявление «Куплю рога» можно будет купить в лагерном ларьке только сигареты.
Армия без оружия
Однако в этом заборе немало брешей, в которые бесследно утекают многие громкие задержания. За последних три года только по фактам браконьерства на сайгаков возбуждено 19 уголовных дел. Ущерб – 66 миллионов тенге. И что на выходе этого громкого хлопка? Мизер: только два дела окончились приговором суда на сумму менее миллиона тенге. Остальные 17 дел, цитирую, «приостановлены за отсутствием виновных лиц».
А как вам информация о том, что в «Алтын дала» на 87 госинспекторов резервата приходится лишь два снегохода, один из которых «технически в неисправном состоянии»? Это всё равно что армия без оружия. Проку от нее никакого. Из той же серии в охотхозяйство «Имановское» площадью почти полтора миллиона гектаров охраняется четырьмя егерями.
Вопрос: их станет больше с момента подписания меморандума? Не будем страдать самообманом: это вопрос времени и денег. Но главное, что прокуратура четко назвала вещи своими именами и предложила конкретный план действий по всему природоохранному горизонту. Конкретно: о передаче конфискованных транспортных средств, помещений, раций природоохранным службам. Хорошая мотивация. Далее – обучение егерского состава природоохранному законодательству. Всех, понятно, заканчивать университеты не заставишь, зато на курсах поднять планку профессионального уровня вполне достижимо. И это не просто благие пожелания.
Весь текущий год расписан по плану-графику, где четко определены места и события: от двухнедельных курсов для егерей до встреч по обмену опытом между нашими охотпользователями с коллегами из соседних российских областей. Короче, посмотрим, удастся ли сохранить стартовую энергию прокурорской инициативы на месяцы вперед.