Сэнсэй, воспитавшая двукратного чемпиона мира и добровольно ушедшая с поста главного тренера РК. Сильная, но хрупкая Влада ДАНИЛИНА. Президент областной федерации каратэ шинкиокушинкай рассказала «КН», почему никогда не ходит на футбол, не ругается матом и не хочет уезжать из Костаная.
Про детство
Первая картинка жизни, которую помню: моя прабабушка, сидящая на сундуке. Сидит и говорит нам с двоюродной сестрой: «Помогите мне перейти через порог, девочки». Мы ее переводим, а я понимаю, что меня о таком просить всерьез не могут, я слишком маленькая. Что, скорее всего, бабушка с нами просто играет. Прабабушка умерла, когда мне было два года. Поэтому я уверена, что дети начинают понимать все очень рано, чуть ли не с рождения.
Я родилась и выросла в Затобольске. Папа – инженерно-технический работник на заводе, мама – фельдшер в скорой помощи. Ребенком была активным. Меня легко можно было взять с собой в поход или на рыбалку. Я чувствовала себя там комфортно, но при этом никогда не была условной «пацанкой». Скорее, наоборот, классической девочкой.
Про спорт
Его в семье любили всегда. Родители то в волейбол пойдут играть, то на лыжах кататься. Всегда смотрели соревнования по телевизору, болели за наших на олимпиадах и чемпионатах. Сегодня это уже не так распространено. Сталкиваюсь с тем, что некоторые дети никогда не смотрели спорт вместе с родителями. А ведь, когда дети болеют за спортсменов, они учатся преодолевать и работать над собой. Благодарна родителям, что они меня к этому приучили.
Я всегда ходила в какие-то секции и в 15 лет попала в каратэ. Не рвалась и не хотела именно туда. Даже относилась к этому как к шарлатанству, ведь нас учили непонятные люди в подвале. Тогда я как раз перестала заниматься лыжными гонками, после олимпийского вида спорта было сложно воспринимать всерьез кружок в подвале. Пошла за компанию с одноклассницами. А через год из всех нас продолжала ходить только я. Прониклась тем, что могу делать что-то, недоступное другим.
Про призвание
Я закончила школу с медалью, и мне всегда казалось, что я создана для чего-то уникального. Хотела поступить на журфак в большом городе. Писала сочинения на полтетради и любила это дело. А потом развал Союза, страшно было высунуться куда-то за пределы своего Костаная. Тогда я поступила в самое престижное место в нашей области – на экономфак в сельхозинститут. Это был классический случай учебы ради диплома. Моя классная руководительница со слезами на глазах говорила: «Влада, зачем? Тебе надо идти в педагоги!»
В пединститут я все-таки попала, но позже. Во время учебы на экономфаке уже активно тренировала, а потом осознала: моё. Это произошло, когда мои спортсмены стали побеждать на соревнованиях, и, соответственно, мы ставили планку еще выше. А знаний, я это осознавала, мне не хватает. Можно сказать, мы с моими спортсменами подталкивали друг друга к самосовершенствованию. Глядя на их старание и доверие, я поняла, что не имею права их подводить, и поступила на спортфак в КГПИ. По экономической специальности я в итоге не работала ни одного дня.
Про каратэ
Люблю всех своих спортсменов, очень ими горжусь. Даже самыми маленькими. Просто за то, что они приходят. Сегодня детей на каратэ приводят не ради того, чтобы научить самообороне, а чтобы воспитать характер. Когда ребенок плачет по любому поводу, когда он слишком занянченный. Мы стремимся, чтобы он становился лучше относительно себя. Конечно, у некоторых потом «приходит аппетит во время еды». Хочется результатов и соревнований. Но это очень сложно.
Каратэ сегодня развито, и, чтобы добиться чего-то даже на казахстанском уровне, трех тренировок в неделю мало. Поэтому остаются только «впаренные» в это дело. Мой ведущий спортсмен Дмитрий Моисеев тренируется два раза в день по два часа шесть дней в неделю. В 2009 и 2013 годах он стал чемпионом мира в легком весе. Сейчас мы готовимся к нашему третьему чемпионату, который пройдет летом в Астане. Первое чемпионство – чудо, второе – чудо чудное, но надо как-то идти к третьему. Сейчас необходимо мобилизоваться, чтоб у нас получилось совершить чудо из чудес – третий раз подряд победить на чемпионате мира.
Ещё один мой спортсмен, который будет выступать на чемпионате – Владимир Артюшин – живет в Астане. Он тоже имеет реальные шансы победить. Они оба – фавориты нашей казахстанской сборной, в которой я когда-то была главным тренером. Ушла, потому что поняла: работая в сборной с людьми, которых тренирует кто-то другой, у меня остается очень мало сил и времени на людей, которые мне доверились изначально. А ведь именно они идут со мной очень давно. О решении не жалею. Когда что-то не получается, говорю себе: «Но ты же счастлива в своей работе». И это правда. Горжусь всем, чего достигла. И если бы мне дали шанс повернуть время вспять, я бы пошла тем же путем.
Про семью
Я разведена, у меня замечательная дочь Валерия. Очень довольна тем, какой она выросла. Самостоятельная, неизбалованная и с отличным чувством юмора. С детства брала ее с собой на тренировки, какое-то время она тоже занималась каратэ, но закончила архитектурный факультет. Часто бывает, дети педагогов и тренеров остаются без внимания, потому что родители все время заняты чужими детьми. Мне очень помогали родители, когда Лера была маленькая. Но при этом дочь всегда чувствовала свою причастность к тому, что я делаю. Знала всех моих учеников, ходила с нами в походы, ездила на соревнования. Поэтому сейчас, когда она уже замужем, кстати, за моим учеником Владимиром Артюшиным, она его прекрасно понимает, поддерживает и очень помогает. Потому что знает, на какие жертвы идут спортсмены, какой это народ.
Хорошо, что я начала тренерскую работу, когда дочка уже родилась. Есть у меня черта откладывать личное на «после чемпионата». Кто знает, нашлось бы потом время стать матерью…
Про убеждения
Я не употребляю нецензурных слов. Даже наедине с собой. Мне кажется, они делают что-то плохое с окружающим миром. Никогда не держала в руках сигареты. Не переношу дым, из-за этого в свое время даже перестала ходить на футбол. Хотя раньше не пропускала ни одной игры «Тобола». На стадион приходишь, чтобы поболеть и ощутить единение с другими болельщиками. Но я чувствовала только возмущение, что должна дышать дымом, от которого потом плохо себя чувствую. Не употребляю алкоголь. Даже бокал шампанского на Новый год под запретом. Большинство близких мне людей придерживаются тех же убеждений. Но даже те люди, которые думают иначе, никогда не уговаривают меня выпить. Бесполезно.
Про наполнение
К четвертому классу я прочитала почти всё, что есть в нашей затобольской библиотеке. Тогда наш сосед, у которого была хорошая домашняя библиотека, разрешил мне брать книги у него. Я была счастлива и ощущала себя, как сладкоежка в магазине пирожных. Сейчас не очень довольна тем, что читаю. Это фэнтези, сказки, которые позволяют отвлечься от серьезного. Еще читаю много профессиональной литературы. Люблю русский рок. Особенно группу «Сплин», несмотря на то, что от каждой второй их песни хочется плакать. Но эта музыка у меня под кожей, она вдохновляет.
Про себя
Я постоянно придумываю правила. Не знаю, хорошо это или плохо, но мне это необходимо. Когда есть правила, люди понимают, что от них требуется. Это упорядочивает отношения в любом сообществе. Но правила должны создаваться в первую очередь для себя. Требовать от других можно только то, чему сама могу соответствовать. Иначе это нечестно. Я воспитываю себя – если за что-то взялась, то потом нельзя вдруг смалодушничать и дать задний ход. Самое главное, чему учит тренерская работа – думать. Можно найти выход из любой ситуации, если со всех сторон ее рассмотреть. Люблю общение и движение, хотя иногда от этого устаёшь, и хочется просто покоя. Но через некоторое время в покое становится неспокойно. И опять общение, движение…