Заявление сенатора Киинова о том, что хлеб в Казахстане выпекается из ядовитых дрожжей, прозвучало месяц назад. Но до сих пор контролёры за безопасностью продуктов не дали громкий, внятный, убедительный комментарий. Разбираемся сами.
С чего бы это?
Ляззат Киинов заявил, что в дрожжах содержится формалин – яд, который применяется для сохранения трупов. На том всё. Да, сенатор прав: формалин нельзя применять внутрь. Потому что он вызывает свертывание и фиксацию белков.
– Поэтому он применяется в том числе как антисептик. Вот и судите, может ли такое вещество содержаться в дрожжах – живом организме. Оно ведь его погубит. А значит, и хлеб из таких дрожжей не испечешь, – говорит Владимир Нечитайло, руководитель Департамента по защите прав потребителей Костанайской области.
Логично. Но идем дальше. В Казахстане для производства дрожжей действует ГОСТ 171-81, просветили нас в костанайском филиале Казахстанского института стандартизации.
Читаем, что «используется для выработки дрожжей». Именно такая формулировка предшествует перечню, в который в том числе входят «известь строительная», «микроудобрение для сельского хозяйства», «кислота соляная», «формалин технический». Но не спешите хвататься за сердце. Ведь это вовсе не значит, что данные компоненты входят непосредственно в состав дрожжей.
Данные компоненты допускаются как вспомогательные при производстве. В частности, из микроудобрения в СССР (ГОСТ ведь 1981 года) получали необходимые для выращивания дрожжей вещества. А формалин разрешено использовать для дезинфекции оборудования с обязательной мойкой после обработки. «Вы ведь, наверняка, моете сковороду после жарки продуктов химсредством – обезжиривателем. Выходит, в стандарте ваших домашних блюд тоже числится небезопасное для приема внутрь вещество», – провел аналогию один из наших собеседников.
Кстати, после выступления сенатора Киинова Алматинский дрожжевой завод, продукцией которого пользуются и многие костанайские пекарни, заявил, что уже более десяти лет не применяет формалин в качестве дезинфектанта. Ведь сегодня промышленность выпускает массу других средств.
Хотим доказательств
Но кроме казахстанских дрожжей на нашем рынке присутствуют импортные: российские, турецкие. Допускается ли за рубежом использование формалина при их производстве? И действительно ли ни капельки его не попадает в продукт, в чем все-таки сомневаются многие потребители?
– Мы часто исследуем безопасность дрожжей. Проверяем на соли тяжелых металлов, – ответила Сауле Курамысова, руководитель Центра санэпидэкспертизы. – В прошлом году через нашу лабораторию проходили и казахстанские, и российские, и турецкие дрожжи. Показатели в норме. Исследования на содержание формалина нормативами не предусмотрены.
И нет даже аккредитованных тестов. Не сложно понять, почему. Вероятнее всего, дело именно во вспомогательной функции формалина на производстве и полной уверенности разработчиков стандартов, техрегламента по безопасности пищевой продукции, которыми в частности руководствуются при исследовании специалисты, что вещество не может попасть в продукт. Но, быть может, все-таки стоит провести исследование? Чтобы успокоить население. Тем более что часть зарубежных стандартов тоже допускает обрабатывать оборудование для производства дрожжей формалином.
P.S. На прошлой неделе один из республиканских каналов выпустил сюжет о якобы грядущей формалиновой проверке хлебзаводов и дрожжей. Но пока такое задание в нашу область не поступало.