Капар Каирович ТОКБАЕВ почти четверть века возглавлял ряд совхозов нашей области. Родился 17 марта 1925 года в ауле Жанажол Пресногорьковского района (ныне Жамбылский район Северо-Казахстанской области). И там же был похоронен в ноябре 1998 года.
Дом Токбаева на улице Токбаева
Капар Каирович относился к плеяде замечательных людей, которые после войны сняли шинели и начали строить будущее своей страны. И поэтому, когда все отмечали 50-летие Победы в Великой Отечественной войне, жители райцентра Узунколь почтили память своего знаменитого земляка, назвав его именем одну из улиц села. Ту, где он жил в последние годы, а сейчас в этом доме живет семья его младшего сына, доктора Марата Токбаева.
На редакционном столе лежит копия небольшого буклетика, который изготовила школьница младших классов Айзере Баймулдина, правнучка Капара Каировича. Вверху две фотографии: молодой красавец, старшина Токбаев стоит у полкового знамени и он же, но уже седовласый ветеран, на груди которого теснятся награды военного и мирного времени. И девчушка немногословно, но, чувствуется, с гордостью пишет о том, как ее прадедушка в семнадцать лет ушел на войну. Сначала был артиллеристом, потом командиром танка Т-34. Участвовал в знаменитом сражении у Прохоровки во время Курской битвы. Затем Польша, Венгрия, Румыния, Чехословакия. А май 45-го встретил уже в Германии. О том, как воевал, красноречиво говорят медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Но военная служба Токбаева продолжалась и после того, как прозвучали победные залпы. Окончив военное училище, он несколько лет служил в Украине и Белоруссии. И только в 1950 году вернулся в родной дом, где скоро создал свою семью.
Пошел на прорыв
В районе фронтовику все были рады. Правда, теперь ему пришлось овладевать уже мирными специальностями. А поскольку он всегда стремился к сельскому труду, то и выбор сделал соответствующий – начал заочно учиться на зоотехника в Курганском сельхозинституте, одновременно работая в районных артелях.
В итоге стал одним из самых перспективных специалистов, умел использовать полученные знания и природную смекалку. Так что в 1961 году его назначили директором совхоза «Енбек» Джангельдинского района, а через три года он возглавил совхоз «Бауманский» Ленинского района. И это хозяйство Токбаев вывел в число лучших сельхозпредприятий области.
По словам опытного агрария Валерия Вербового, который в свое время много лет проработал зоотехником в соседнем совхозе «Узункольский», при Токбаеве «Бауманский» стал настоящим кладезем передового опыта в животноводстве. Дело в том, что Капар Каирович начал внедрять метод боксового содержания телят. Эта технология до сих пор по праву считается прогрессивной. А тогда, в конце 60-х – начале 70-х годов, это можно было назвать настоящим прорывом в отрасли. К бауманцам начали приезжать руководители и специалисты из хозяйств области, чтобы перенять их опыт.
Да и понятно, подчеркнул В. Вербовой, ведь там дела шли отлично: на ферме строились новые животноводческие помещения, сохранность молодняка была высокая, маточное поголовье демонстрировало прекрасные показатели продуктивности, да и полеводство велось на очень хорошем уровне. Так что к директору «Бауманского» было приковано внимание и коллег, и высокого руководства.
И действительно, сюда неоднократно приезжал глава области Андрей Михайлович Бородин, а потом вместе с ним это хозяйство посетил первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Ахмедович Кунаев. Кстати, в 1971 году К. Токбаев стал делегатом ХХIV съезда КПСС. Что, разумеется, говорило об огромном доверии к нему. И не стало удивительным, когда в 1973 году он вошел в число руководителей района после избрания его председателем Ленинского райисполкома.
– Понимаете, – продолжает Валерий Вербовой, – Капар Каирович являл собой ярчайший пример грамотного, эрудированного и компетентного руководителя, вышедшего из народа. И, разумеется, прекрасно понимающего проблемы людей.
Новый виток
Причем неожиданный, произошел в карьере Токбаева спустя три года. Это когда он заявил, что отдает предпочтение все же директорской стезе. И все потому, что, несмотря на новый масштаб работы районного руководителя, ему, хозяйственнику, тут явно не хватало конкретного производства. Того самого дела, которое бы он мог, что называется, ваять. И потому в 1976 году он возвращается в хозяйство. «Такой был выбор отца», – подчеркнул его сын Марат.
Правда, теперь Токбаев возглавил совхоз «Арзамасский», который к тому времени не блистал своими производственными показателями. Зато какие перемены к лучшему стали здесь происходить, когда пришел новый руководитель!
– Капару Каировичу понадобилось всего пару лет, чтобы выдернуть «Арзамасский» из числа отстающих, – говорит руководитель ТОО «Тойсай» Узакбай Агайдаров, который сегодня относится к числу самых опытных директоров сельхозпредприятий области. – Он сразу же выявил самые провальные места производства и стал подтягивать их к нужному уровню. Мы, работающие в соседних хозяйствах, просто восхищались тому размаху строительства, который он организовал. Причем взялся даже за дороги. В «Арзамасском» были отделения, куда во время распутицы трудно было проехать. И Токбаев сумел сделать щебеночное покрытие этих грейдеров. Вот уже много лет прошло с того времени, но по-прежнему порой, проезжая по этим дорогам, добрым словом вспоминаешь Капара Каировича. Что касается животноводства, эта отрасль начала двигаться вперед огромными шагами: появилась отличная кормовая база, построили летний лагерь для выращивания телят, помещения на ферме привели в порядок. И знаете, что лежало в основе всех этих перемен? Умелый подход Токбаева к людям – он ставил перед ними разумные задачи. И, конечно, добивался правильного решения. Вроде бы все просто. Но достичь этой «простоты» может только очень незаурядный человек.
Пугливые голуби
У Токбаева всегда были прекрасные отношения со специалистами и руководителями других хозяйств. Для кого-то из них он стал даже настоящим наставником. Потому что молодых директоров совхозов Капар Каирович брал с собой, когда уезжал в командировки в российские леспромхозяйства. В итоге у них появлялись нужные связи. Он щедро делился своим опытом и нередко помогал коллегам. И что характерно, мог сложную ситуацию разрядить шутливым словом.
– В свое время в райкоме партии регулярно собирался партактив, где главные специалисты, во главе со своими руководителями, держали ответ за состояние дел в совхозах, – вспоминает В. Вербовой. – И вот как-то здесь обсуждалась проблема, возникшая на арзамасской ферме. Причем проблема пикантная: оказывается, тут плохо шла случка коров. Что случилось? Почему? Ответить на эти вопросы предложили самому Капару Каировичу. Он, выйдя на трибуну, вздохнул и сказал: «Понимаете ли, я проанализировал эту ситуацию. И тут выявил очень интересный факт. Оказывается, наши быки-производители, вместо того, чтобы уделять свое внимание заслуженным коровам, стали почему-то интересоваться в основном молодыми телками...» Взлетевшие вверх после взрыва хохота голуби еще долго летали вокруг, боясь вернуться на крышу райкома.
Заметим, что спустя несколько лет после назначения в «Арзамасский» директором Токбаева, сюда начали частенько возить гостей. Им уже было что показать. Были здесь опять-таки и Бородин, и Кунаев. К сожалению, время летит неумолимо: в августе 1985 года настала пора Капару Каировичу выходить на заслуженный отдых. Однако примерять пижаму праздного пенсионера тогда он не стал, поскольку ему предложили возглавить откормферму районной заготконторы. И здесь он проработал еще несколько лет.
Слово отца
Семья Капара Каировича и его жены Кульзиры Каизовны была довольно большой – четыре дочери и два сына. Их дети стали медиками и учителями, а один из сыновей – Аскар – пошел по стопам отца и стал аграрием.
Понятно, что и в семье авторитет Капара Каировича был незыблемым. Хотя, заметил Марат, отец не был строгим, но был справедливым. И если вдруг в чем-то ошибался, то не считал зазорным признать свою ошибку. А еще, говорит Марат, ни разу не слышал, чтобы отец на кого-то сильно повысил голос. И самым большим наказанием для детей было, когда он грозил провинившемуся пальцем.
– А пальцы на правой руке у него были в шрамах – памятка от осколка, – объясняет сын. – И на шее пулевая отметка. Это когда он как-то ночью наклонился к товарищу, чтобы прикурить, а вражеский снайпер выстрелил на огонек спички. С тех пор никогда никому не давал из своих рук прикуривать. Просто передавал спички, мол, сам прикуривай. Казалось бы, столько лет прошло, но эта фронтовая привычка у него оставалась неизменной. Между прочим, однажды, будучи в служебной командировке в России в 80-х годах, отец случайно встретил друга, с которым в одном танке воевал. Тот потом к нам приезжал с семьей. О-о-о, об этой встрече фронтовиков рассказать невозможно. Это надо видеть! И слушать их. Тогда и жизнь начинает восприниматься как-то иначе, чем прежде...
Виктор ШТЫКЕЛЬМАЙЕР
Фото из архива семьи Токбаевых