Не проходит и недели, чтобы нас не потрясали очередные новшества в системе образования. Частота их появления уже не просто интересует, даже пугает.
Лишь бы верной дорогой идти. И не сбиться.
Расслабились
Нынешний год – знаковый. Единое национальное тестирование, которое 13 лет являлось экзаменом как выпускным (в школах), так и вступительным (в вузах), в этом году впервые пройдет в новом формате. Школьники будут сдавать традиционные экзамены, а тестирование – лишь те, кто готовится поступать в вузы.
За годы к формату ЕНТ не только привыкли, на его основании делали выводы. Средний балл по области сравнивали с баллами по районам, республике и, естественно, общеобластным прошлогодним. С новым форматом общую статистику составить сложнее. Как будем анализировать?
Руководитель облуправления образования Батима Даумова говорит, что свидетельством качества среднего образования теперь будет процент поступивших на грант и процент трудоустроенных. Поэтому отсутствие ЕНТ, как показателя, не должно стать для школ поводом расслабиться. Это мнение было озвучено на заседании расширенной коллегии управления образования в Костанае. Аким области Архимед Мухамбетов, под чьим председательством коллегия проходила, эту позицию подтвердил, вызвав к микрофону (читай «на ковер») руководителей нескольких районных отделов образования.
От них требовались разъяснения. Почему, к примеру, средний балл учеников в Камыстинском районе в прошлом году составил 73,8 при областном 84,4. Или по какой причине федоровские претенденты на знак «Алтын белгi» второй год не подтверждают свои знания. Да, в этом году Костанайская область не будет предоставлять на республиканский уровень свой общеобластной балл и, казалось бы, нет стремления улучшить показатель, однако такое отставание – сигнал, что с качеством образования что-то не так.
Говорят об этом и показатели госаттестации, которую не прошли 69 школ области из 107. У 43 причина – низкое качество знаний. Аким области дал руководителям «отстающих» отделов образования 3 месяца, чтобы придумать, как улучшить ситуацию. Иначе они будут сняты с должности.
То, что отмена ЕНТ и отсутствие среднего балла расслабили районы, говорит и то, что некоторые акиматы даже не заложили средства на транспортировку, размещение и кормление в областном центре своих выпускников. Тех, кто все-таки будет сдавать тестирование. Хотя эта ответственность с них не снималась.
О высоком
Все вышеперечисленное – объективная реальность, в которой существует областная система образования. Отставание сельских школ от городских, вопросы успеваемости, проблемы материально-технической базы и прочие насущные вещи. Не говоря уже о малокомплектных школах и проблеме оптимизации. Шутка ли, в Сарыкольском районе есть школа, где учатся 7 детей. «Стоимость» каждого ученика в этом случае составляет 3,1 миллиона в год при общеобластном 355 тысяч тенге в год.
Это всё повестка дня, и она постепенно решается, работа в объективной реальности ведется. Однако есть ощущение, что для казахстанских школ создана еще одна реальность – воображаемая. В ней в рекордные сроки вводится трехъязычие и система электронного дневника, появляются шкафчики для личных вещей, а в пособиях для подготовки к ЕНТ возникают вопросы про Баян Есентаеву. И в этой реальности нашим педагогам тоже приходится существовать. Наверняка в ущерб делам более важным и насущным.
Отмена ЕНТ и ввод новой системы, по сути, должны были стать мостиком для перехода из одной реальности в другую. И, возможно, это и правильно. Вот только в том случае, если бы все школы и облуправление спокойно занимались только этим, а не стремились угнаться за тысячью задачами, которые ставит перед ними Минобразования.
От весны 2016-го к весне 2017-го мы пришли к тому, что новости про образование в информлентах вызывают такой же резонанс, как коррупционные скандалы или крупные ДТП. Происходит слишком много всего. Нетрудно определить отправную точку этой карусели. Весной 2016-го министром образования стал экс-предприниматель Ерлан Сагадиев. С его назначением связывалось много надежд. Он, отец пятерых детей, выступал на конференции TEDx в Алматы с проникновенной лекцией о том, каким должно быть образование и почему перемены необходимы. Лекция, правда, хорошая и посмотрев ее, становится понятно, что во всё, что он реализует, он верит. Только скорости бы поубавить.
Пока же в спешке его пояснения типа: «Вопросы могут быть о дельфинах, а не о Баян Есентаевой» не просто смущают, а тревожат.
Ждем лета
В марте костанайские школы должны составить точный список участников итоговой аттестации, в мае – участников ЕНТ. Хочется верить, что новая схема сработает без сучка и задоринки. Но есть опасения, что возникнет масса вопросов, когда придет время показывать аналитические выкладки и давать в СМИ результаты по областям. Все сейчас притихли в ожидании бури – как сработает новая система. Хочется верить, что она не принесет массовых разрушений.