В этом большом и шумном хозяйстве не в чести пряничные нежности. Бабушка строгая и требовательная. Но всем – и людям, и животным – рядом с ней тепло и надежно.
Свои
Семья фотографируется: Толик сияет улыбкой, Олег принял позу писателя-творца. И бабушка, и мальчишки смеются: больно уж забавный вид у Олега.
– Он у нас артист, – говорит Светлана Игнатьевна. – На Новый год в школе Дедом Морозом был. Всем так понравилось! Даже ходил походкой старичка...
У Светланы Ибатуллиной из поселка Рыбное Костанайского района четверо детей, все уже взрослые и живут отдельно. А еще у нее пятеро родных внуков и двое приемных. Двое – это сейчас. Было больше. Вот уже четыре года она берет под опеку детей из детдомов. Один уже вышел из-под ее крыла, женился, ребенок родился недавно. Теперь в гости приезжает.
Женщина рассказывает, что уже после Андрея брала еще двоих девочек под опеку. Но с документами возникли проблемы, их забрали. Еще одного подопечного внука вся семья до сих пор ждет. Там тоже проблема: маму, которая ребенком совсем не занималась и запустила его так, что Светлана Игнатьевна вместе с врачами еле выходила мальчика, не лишили родительских прав. Теперь Давид в санатории и неизвестно, что будет дальше. Возможно, мы еще вернемся к этой теме. А пока знакомимся с домочадцами.
Олег и Толик появляются на пороге в унисон. И даже шагают за порог одинаково. Они не единокровные братья, только мама общая. Но дружные. И в чужой, по сути, дом Олег решил пойти ради младшего брата. Понимал, что в семье все равно лучше.
Толику восемь и он настоящий живчик, с забавными конопушками, шустрый и обаятельный. «Я в школе самый сильный», – хвалится он. Хотя, может, и не хвалится. У Толика полные стены грамот и шесть медалей. Он силен в армейском рукопашном бое, побеждал даже соперников постарше. У Олега тоже куча грамот и медаль. Самая значимая победа – 2 место в областном конкурсе юных поэтов. Правда, мечтает он о сцене. Стать актером. В детдоме приходилось играть. И сейчас в школьных мероприятиях участвует.
Братьев женщина взяла под опеку прошлым летом. Говорит, после того, как девочек и Давида забрали, невмоготу стало в пустом доме. А, вообще, все началось из-за Руслана.
Выхоженный
– В 10 лет у него была язва двенадцатиперстной кишки, операцию перенес, – рассказывает Светлана Ибатуллина. – Желудок три года лечили. И еще внутричерепное давление у него. Когда я его в шесть лет забрала, очень трудный был. Мог встать среди улицы и кричать, головой бился...
Сложно поверить, что все это про солнечного улыбчивого парнишку, который тягает к нам, то хрупкую кошку Симону (сфинкс), то шикарного желтоглазого кота Тимона (шотландская вислоухая), то их полосатого и лысого общего ребенка (да, так тоже бывает). Руслан любит животных. Они его тоже. Теплолюбивая Симона, к примеру, только с ним и спит. Эти экзоты в семье от дочери Светланы Игнатьевны – она их привезла. И прижились. Здесь все приживаются.
Руслану сейчас тринадцать. Он родной внук Светланы Игнатьевны. Но судьба у мальчика непростая. Отец (сын Ибатуллиной) живет в России, к сыну постоянно приезжает. Но забрать к себе не может - Руслан на него не записан. А мама то хотела отдать ребенка в детский дом, то обвиняла бабушку в похищении. Но все это преодолели. И болезни, и документальные препоны. Ребят под опеку Светлана Ибатуллина сначала решила взять, чтобы Руслану было нескучно. А теперь привыкла, что в доме много внуков.
Глядя на то, как Руслан ловко колет дрова, понимаем: с такой бабушкой всему научишься. Научила же Давида (тот самый, которого ждут всей семьей) читать. Он в 3 классе ни одной буквы не знал. А бабушка за несколько месяцев научила. Хорошистом стал.
Кстати, мальчишки тоже хорошисты. Сначала пробовали брыкаться, свободу почуяли. Но бабушка живо обратила их внимание к учебе. Они ее все так и зовут: бабушка. Сроднились.
– А какая она, бабушка? – спрашиваю.
– Строгая. Но справедливая. Если напроказишь – поругает. А если все хорошо делаешь – всегда похвалит.
Рони
Лохматый и большой, он гавкает не зло. Скорее, деловито. Но без устали.
– Он и на меня тоже лает, – тараторит Толик, показывая хоздвор. – А на Олега не лает, он его любит. Наверное, потому что Олег его кормит.
– Он на тебя лает, потому что ты его дразнил, когда только приехали сюда, – ворчит старший брат. – Говорили же тебе, что нельзя так делать.
Рони в этой семье тоже приемный. Прибился пару лет назад. Молодой пес был уже потрепан жизнью и драками с другими четвероногими. Или двуногими – кто знает. А тут его накормили и приютили. Но суровость он не растерял. Действительно, ластится только к Олегу, будто чует родственную душу.
Во дворе немало живности. Поросята, три коровы. Светлане Ибатуллиной в этом году будет шестьдесят, но она полна энергии: каждый день возит на продажу в город молоко и творог.
Зачем?
– Крутая у вас бабушка, – улыбаюсь Руслану, который рассказывает, что бабушка себе новый телефон купила, а ему отдала свой, тоже вполне приличный смартфон. Он смеется: «Еще какая! У нее и ВКонтакте страница есть, и в Инстаграме аккаунт».
Бабушка, и правда, крутая. В выходные непременно едут в город. То с мальчишками в бассейн, то в развлекательный центр ТутоКруто, то в кино, то по MARTу гуляют, в парке аттракционов. Летом к ней вообще все внуки съезжаются. Шум, гам – красота!
– А ты готовить умеешь? – спрашиваю Олега. Он смущается: «Яйца могу пожарить...»
Толик тоже уже освоил это нехитрое блюдо. Руслан и вовсе кулинар. И картошку пожарит, и борщ сварит. Бабушка научила.
– Они же пришли, и даже посуду за собой помыть не могли, – говорит Светлана Игнатьевна. – Поначалу сражались: я же такая, если что не по мне – отчитаю. Зато теперь научились многому. Вечером управляться помогают, уголь приносят. Дома убраться могут сами. Это им пригодится в жизни. Меньше года прошло – мужиками стали! А из тепличных условий сразу в мир, это не дело…