Так считает молодой руководитель областного управления культуры Ерлан КАЛМАКОВ.
– Ерлан Болатович, для обывателя сфера культуры – сплошные праздники, концерты, конкурсы... А на ваш взгляд, человека, который ещё не так давно погрузился в эту тему, культура – это что?
– На самом деле это очень широкое понятие. Как раз недавно мы говорили об этом на расширенной коллегии. А именно то, что за кулисами каждого праздника большая работа. Яркие эмоции, позитивный настрой – это для зрителя. А театралы, музейные работники и другие представители этой отрасли обсуждали на коллегии именно проблемы культуры. Мы не умалчиваем их, а ищем пути решения. Сейчас мы не волнуемся за содержание наших мероприятий. Нас больше волнуют вопросы укрепления материально-технической базы. Сегодня культура – это огромная сеть наших организаций, всего – 701. Из них 386 библиотек, 294 клуба, 10 музеев, филармония, киновидеопрокат, парки культуры и отдыха и так далее.
– Так какие проблемы обсуждали?
– Когда говорим в целом о сфере культуры, нужно понимать, что сейчас для села очень актуальна работа библиотек. Это один из главных источников, где сельчане получают информацию. Далеко не все имеют доступ к новой литературе, свежей прессе. Это раньше каждый сельчанин выписывал пачку газет и журналов. Сегодня всё иначе. Именно сельская библиотека должна восполнять информационный вакуум. Ещё одно немаловажное направление – музеи. Каждый из них со своим фондом, представляет определенный информблок. Например, областной историко-краеведческий музей имеет в фонде свыше 70 тысяч экспонатов. При этом больше половины нигде не выставляется. Просто нет такой возможности, места. Но экспонаты ценные. И для их хранения нужны особые условия. А у нас их практически нет. В целом по Казахстану такая проблема – нет хранилищ для фондов. К сожалению, у нас этот вопрос актуальный, как никогда. И мы об этом открыто говорим. Есть над чем работать.
– Наши сельские читатели волнуются: неужели во всех малых селах закроют библиотеки?
– Здесь не нужно узко смотреть: мол, подряд все сельские библиотеки закрывать, и точка. Речь не об этом. Если есть библиотека в глубинке, где проживает максимум 10-15 человек, вы же понимаете, что содержать её нет смысла. И это не только зарплата работника библиотеки, но и содержание здания, истопника... Поэтому оптимизировать будем с целью рационализации бюджетных расходов.
– Хотя стоит заметить, что бюджет сферы культуры намного увеличился...
– Это так. По итогам последнего года бюджет областной культуры составил свыше пяти миллиардов тенге. А это в девять раз больше, чем в том же 1991 году. Это говорит о том, что к культуре не относятся, как говорили раньше, по остаточному принципу.
– Вы рассчитываете только на государство? Или у культуры есть те проблемные зоны, где хватает поддержки местных бизнесменов?
– Не могу сказать, что представители бизнес-структур далеки от этого. Во-первых, у нас есть уникальный для всего Казахстана проект – Клуб меценатов. 17 лет бизнесмены всячески поддерживают людей культуры. А теперь и образования, науки. Бюджет не может себе позволить такого поощрения, как это делают меценаты. За это им огромное спасибо.
Кроме того, в прошлом году больше 25 миллионов тенге местные бизнесмены выделили на укрепление сельских клубов и домов культуры. И это только то, что было учтено. А ведь немало сделано и вне учета. Причем сельские предприниматели этого и не требуют. Хотя берут нередко все расходы на содержание культуры в своем селе. Было бы хорошо, если бы продолжился проект по подключению к Интернету библиотек. Концерты в сельских клубах – это замечательно, работа кружков – отлично. Но есть и интеллектуальная составляющая. Об этом мы тоже должны заботиться. Увы, но к Сети у нас не все подключены. Когда-то в рамках республиканского проекта «Информационный Казахстан» за счет средств областного бюджета 37 библиотек нашего региона подключили к широкополосному Интернету. И получили статус модульных библиотек. Они универсальны. Могут обеспечить доступ к информационным источникам других библиотек, к их фондам.
– То есть зайти в сельскую библиотеку, а побывать в самой большой в мире библиотеке Лондона.
– Так и есть. Хотелось бы, чтобы такая возможность была в каждом поселке. Ведь 37 – это мизерная доля, всего десять процентов нашего библиотечного фонда. Поэтому было бы хорошо, чтобы мы продолжили эту работу с помощью бизнес-структур. И в итоге каждый житель нашей области мог бы сказать: да, я культурный человек.
– А культурный человек – это кто?
– В первую очередь это тот, кому знакомо очень важное понятие – нравственность. Как бы мы ни хотели, но в современном обществе грань между нравственным и безнравственным размывается. К сожалению. А культурный человек подкрепляет любую свою деятельность нравственными поступками. Всё остальное – культура общения, культура созидания, творчество – прилагаются. Замечу, такие люди есть в любой сфере. И это радует.
– Спасибо.