Он променял работу в банке на танцы. Он знает, как воспитать в ребенке характер. Считает, что балет и мужчины – совместимы, а вдохновение находит… на пляже! Константин ЧЕБОТАРЬ – человек, который делает праздник, но остается в тени.
– Хореограф, режиссер-постановщик костанайской Школы детского творчества. При этом на вашей странице в соцсети обозначено – «Костя Че». Намеренная аналогия с Че Геварой, или тут что-то другое?
– Это просто сокращение моего собственного имени. Никаких прямых аналогий. Если оно так сокращается, то почему бы и нет?
– «Почему бы и нет» – девиз тех, кто не боится нового. Танцы когда-то были для вас чем-то новым?
– Я танцую всю сознательную жизнь, с шести лет. Сначала в школьном коллективе, затем в «Костанайских зорях». Когда пришел туда, кстати, первая репетиция совпала с моим днем рождения. Поэтому вместо торта у меня была репетиция. Но я никогда не думал, что начну преподавать. Выучился на программиста и пошел работать в банк. А потом моя бывшая учительница математики попросила помочь поставить танец для смотра художественной самодеятельности педагогов. Я помог, и после этого меня вдруг зовут в эту школу открыть собственную танцевальную студию. Школа №25 на Узкой колее, автобусы приходят четыре раза в час. Но я согласился. Хотя было боязно. Я знал, как проходит репетиция, из чего она состоит, потому что сам все детство прошел через это. Но я не умел общаться с детьми. Оказалось, что ничего сложного, и у меня получается.
– Работа в банке отошла на второй план?
– Это было совершенно не мое, и это меня тяготило. А работе с танцевальным коллективом я отдался полностью. Получил со временем соответствующее образование. А потом меня позвали в городскую Школу детского творчества. Я пошел, но с условием, что приведу свой школьный коллектив «Индиго». Тогда нас было 25 человек, сегодня – 220. Конечно, с детьми непросто. Они невероятно продвинутые. Шестилетка, которая еще считать не умеет, может спросить, чем вакинг отличается от тодеса. Некоторые, кому, возможно, не хватает внимания дома, рассказывают тебе просто всё о произошедшем за день и вообще всё, что с ними происходит. Но у нас все по-серьезному. Есть даже дневники. Хотя как-то я пожалел, что ввел их в действие (смеется).
– Почему?
– Потому что в группе 40 человек и каждому нужно выставить за урок по 3-4 оценки. За сам танец, разминку, растяжку и поведение. Но это необходимо. Таким образом наглядно видна динамика. У нас ведь не просто кружок для времяпрепровождения, а школа дополнительного образования. Мы занимаемся здоровьесбережением – тренируем выносливость и силу. Физическую и духовную. Мои дети понимают, что они – артисты. Что занимаемся мы в храме искусства, и сцена доступна не всем, а только тем, кто усиленно работает. Понимают, что не все могут выступить перед ветеранами на 9 мая или перед всем городом на Наурыз. Объясняю, что зритель не должен видеть, что ты получил сегодня двойку или что у тебя болит зуб. Если ты танцуешь индийский танец, то в зале должны думать, что смотрят индийское кино. Это непросто, но это воспитывает характер.
– Судя по всему, человек вы требовательный. Определяете себя как «простого» или «сложного»?
– Со мной непросто, это точно. Мои коллеги подтвердят. Требовательный – да. Мне легче самому все сделать, выполнить десять функций и организовать мероприятие «под ключ», чем на пальцах объяснить кому-то, чего я от него хочу. Во Дворце пионеров я ведь работаю как режиссер-постановщик мероприятий. Работу свою люблю, но иногда невероятно устаю. С 31 декабря по 7 января у меня отключен телефон, потому что до этого я работал с ноября без выходных по 12 часов в день.
– Наравне с эстрадными танцами вы преподаете и балет. Есть определенный стереотип, мол, не мужское это дело…
– Сейчас уже этого становится меньше. Люди начинают понимать, что это, прежде всего, искусство и спорт, требующие огромного труда. Показать на сцене мужскую харизму и характер – это сложно, не каждый сможет. И это ценится теми, кто понимает искусство. В остальном – это все от невоспитанности. Если человек не умеет держать свое мнение при себе, то это ведь его проблема, а не чья-то. Я на это не реагирую. Ты не можешь быть красивым, умным и талантливым для всех сразу. Для общения с интересными людьми я всегда открыт. С удовольствием обсужу книги, фильмы и политику.
– Значит, читать любите?
– Я ищу в чтении вдохновение. Обычно это происходит летом в отпуске. Выбираю для себя 6-7 книг и читаю их за отпуск. В прошлом году прочитал «Путь Абая» и произведения Фазиля Искандера. На пляже обычно обдумываю какие-то новые сценарии. Мозг одновременно и отдыхает, и генерирует что-то новое. В августе я возвращаюсь с уже готовой идеей, над которой буду работать. Может осенить и посреди года. Недавно перечитал «Алису в стране чудес», абсолютно по-другому ее переосмыслил. Это придуманный мир, который есть у каждого ребенка, и в этом нет ничего плохого. Наоборот, воображение нужно развивать. Хочу поставить теперь по ней представление на Новый год. Посмотрел выступление лондонского балета – «Алиса» вполне перекладывается на язык танца. Так что, работать в ближайшее время есть над чем. Сейчас ставим театрализованное представление на 9 мая. Кроме того, уже готовим выступление на 1 июня и День города. Мы вас еще удивим. Обещаем.