Первый директор совхоза «Диевский», депутат Верховного Совета СССР 4 созыва, заслуженный работник сельского хозяйства, АБЗУЛИНОВ Иглик Сеитович родился 24 октября 1913 года в ауле №1 Джетыгаринского района. Умер 19 октября 1982 года, похоронен на Затобольском мусульманском кладбище.
Не забывал о людях
«Когда было тяжко и материально, и на душе, мы все, как дети к отцу, шли к Абзулинову. И никогда он не отпускал, не выслушав. Чем мог, тем и помогал», – такие слова в свое время написала первоцелинница Мария Архиповна Родионова. Это был тот период освоения целины, когда не только из республик СССР люди переезжали в Казахстан, но даже из китайской Маньчжурии прибывали эшелоны, а с ними приехала и Мария.
Кем бы ни были прибывшие, к ним относились по-доброму. В Диевке еще не было общежития – большая директорская семья Абзулиновых жила в саманном домике, мало отличавшемся от землянок, но взяла на постой пять девчонок. «Он никогда не забывал о людях», – наверное, это самая высокая оценка, которую руководителю может дать коллектив. И как Абзулинов не забывал о людях, так и люди по сей день не забывают о нем.
Сохранились записи на нескольких тетрадных листках. Механизатор Роман Пауль отзывается о директоре по-мужски: «Умел приказать, показать и похвалить. При нем была в совхозе дисциплина, а пример он подавал сам, был требователен и к себе, и к другим. Поэтому был и результат работы. Таких руководителей тогда было мало, и через много лет мы вспоминаем об Абзулинове с глубоким почтением и уважением».
Иглика Сеитовича 35 лет как не стало, а в Диевке, сказал нам Булат Омаров, «его вспоминают каждый день». Булат знает о директоре со слов матери Кунсулу Омаровой. Мы пообщались на следующий день после ее 90-летия. Булат был посредником в нашем разговоре, ему удалось передать то тепло памяти, которое хранит его мать. Кунсулу Омарова не встречала людей лучше, чем Иглик Абзулинов.
А ведь все эти лучшие качества – патриотизм, интернационализм, братское отношение к ближнему – он принес с жестокой войны. Вернулся после тяжелых ранений оттуда, где все рушилось, туда, где все надо было строить.
Пришел солдат с фронта
«В знойный июльский полдень 1944 года на центральной усадьбе Сулукольского овцеводческого совхоза остановился грузовик. Из кузова осторожно слез молодой человек. Он был одет в солдатскую гимнастерку и такие же шаровары. Стряхнув дорожную пыль, взял шинель на левую руку, поблагодарил шофера и, слегка прихрамывая, направился в контору...»
Так начинается очерк о первом директоре совхоза «Диевский». Та же газета, что в 2017 году ведет рубрику о легендарных директорах Костанайской области, подсказывает нам теперь о том, что было в 1944-м. Очерк про Абзулинова был опубликован в газете «Сталинский путь» в 1954 году. Видимо, его приурочили к 10-летнему юбилею совхоза.
«Иглик Сеитович достал из кармана гимнастерки вчетверо свернутую бумагу и подал директору. Тот надел очки и начал читать, то был приказ Министерства совхозов о разукрупнении Сулукольского племовцесовхоза и выделении из него самостоятельного хозяйства. Новому совхозу присваивалось имя одного из героев 8-й Гвардейской панфиловской дивизии Диева». А именно политрука, Героя Советского Союза, Василия Диева-Клочкова – тогда не надо было уточнять, о ком идет речь, сейчас лучше напомнить.
Директором совхоза «Сулукольский», подлежавшего разукрупнению, был Абдулла Халиулин. «Он и раньше знал Иглика Абзулинова как энергичного политработника системы совхозов, – пишет «Сталинский путь». – Перед войной и в первый год войны его перебрасывали с фермы на ферму для ликвидации прорывов. И везде молодой волевой управляющий успешно справлялся с заданиями. Потом он ушел на фронт. Теперь возмужавший и закаленный в боях Иглик снова берется за работу. Прочитав приказ, директор заключил, что новый совхоз будет в надежных руках…»
Надежные руки
Первый приказ по Диевскому мясосовхозу №1 от 10 июля 1944 года подписал он сам: «Согласно приказа Гостреста совхозов за №144, с сего числа Абзулинов Иглик Сеитович приступил к исполнению обязанностей директора совхоза».
Чем располагал новый совхоз на момент 10 июля 1944 года, опять же можно найти в газете. Абзулинов вместе с Халиулиным приезжают на ферму Мырзаколь, знакомятся с животноводами, среди которых – управляющий фермой Файзула Тюлегенов, механик Георгий Швец, гуртоправы Тулен Суиндыков, Борамбай Есенгужин. Осмотрели хозяйство: четыре ветхих базы для скота, закопченная кузница. На ферме Ушкарасу шел сенокос. Абзулинов видел, что производство скудное, но люди-то работали от души, никто не жаловался и не ныл.
Поздним вечером того же дня директор провел совещание: надо усилить заготовку кормов и готовиться к уборочной страде:
– Фронту нужны хлеб, мясо, масло, – сказал людям Абзулинов. – Во что бы то ни стало, мы будем решать эту задачу.
С какими результатами встречал первое десятилетие совхоз «Диевский», в 1954 году писала «Казахстанская правда»: «Используя местные строительные материалы, коллектив построил 45 животноводческих помещений, большинство электрифицировано. Развернута работа по механизации ферм. Широко применяется кормоприготовление. В этом году будут установлены автопоилки, электродоильные агрегаты. Много сделано для прочной кормовой базы. Большую площадь занимают посевы однолетних и многолетних трав, свеклы, подсолнечника… С 1949 года проводятся опыты по возделыванию кукурузы, она хорошо прижилась в этих местах. В нынешнем году впервые будет применен квадратно-гнездовой способ ее сева. Абзулинов – инициатор широкого применения орошения сенокосных угодий и пастбищ. Этой весной намечено оросить 6 тысяч га…»
Газета пишет и о социальной сфере совхоза: «За последние годы построено 150 жилых домов, клуб, две бани, открыто 5 магазинов, отделение связи, медпункт, действует 4 начальных и семилетняя школа. Товарища Абзулинова часто можно видеть в общежитиях, магазинах, в столовой. Он чутко прислушивается к нуждам рабочих…»
Совхозу всего 10 лет, а центральная газета называет «Диевский» «в числе передовых хозяйств республики. На фермах насчитывается 5 тысяч голов КРС, 8 тысяч овец, 460 свиней, 105 верблюдов. Совхоз ежегодно дает государству до 200 тысяч рублей сверхплановой продукции. Во всем этом немалая заслуга директора совхоза товарища Абзулинова. Он пользуется в коллективе заслуженным уважением». Так за подписью А.Ашимова заканчивается статья в «Казправде».
Неразрывная связь
В семейном архиве есть письма из высоких инстанций, в которых сообщается, что Абзулинову полагается «персональная зарплата». Но единственная роскошь, которую он испытал в своей жизни, это поездки в Москву в статусе депутата Верховного Совета СССР, посещение великолепных кремлевских залов, приемы и другие мероприятия, на которые его приглашали в числе самых выдающихся людей страны.
Во всем остальном был скромным до аскетизма, жестким и требовательным. Не пил спиртного, не курил и не мог терпеть, когда это делали другие. После «Диевского» Абзулинов возглавлял и другие совхозы области, был начальником сельхозуправления в Амангельдинском районе. Но ухудшалось здоровье. Последние годы семья жила в Костанае. Вдова Айжаркын Амировна, в мае ей исполняется 90 лет, рассказывает, что Иглик Сеитович чаще всего вспоминал диевцев. Совхоз был главным делом его трудовой жизни, и он никогда не терял с ним духовной связи. Она и сегодня не утрачена.
Кто был в годы работы Абзулинова в Диевке мальчишкой, сегодня уже аксакал. Сакентай Боранбаев говорит, что было ему 14 лет, когда Иглик Сеитович прославился на всю страну. Но страна его не знала так хорошо, как знала Диевка – сильного и человечного директора. Сакентай ага предложил поговорить и со своим ровесником Саханом Бекмухамбетовым. Его отец Амиржан работал при Абзулинове старшим гуртоправом. Сахан Амиржанович вспоминает рассказы отца:
– Иглик Сеитович уважал тех, кто работал, не покладая рук. Отец был таким, совхоз за высокие показатели подарил ему телку. Абзулинов летом ездил на пикапе, а зимой на гнедой лошади. Лошадь тоже была знаменитой – в любой буран находила дорогу. И директор в любой буран приезжал на фермы, посмотреть, в порядке ли скот. Отец работал в 8 км от Диевки. Как-то дня два буран бушевал, а он, Абзулинов, приехал на своей лошади – никогда в ней не сомневался. Помог и двери откопать, и поить скот. Главным было то, что он приехал – люди с ним могли сделать самую трудную работу.
Сахан Бекмагамбетов уверен, что и нынешние успехи агрофирмы «Диевка» неразрывно связаны с ее первым десятилетием во главе с Игликом Абзулиновым.