Конституция - странный предмет. Она как бы есть, но ее как бы нет.
У основного закона государства послезавтра день рождения, и я, конечно, не имею в виду ничего плохого. Именинника принято поздравлять, желать всех благ и долгой жизни. Конституция как бы есть, но ее как бы нет – это комплимент.
Недавно я читал об аюрведе (индийская наука здоровой жизни). Меня заинтересовало описание трех главных типов конституции человека – Вата, Питта и Капха. Вата – сочетание воздуха и эфира (отличительная характеристика Ваты – легкость, сухость). Питта – огонь и вода (энергия, температура). Капха – земля и вода (тяжесть, крупная форма тела). Разные сочетания этих энергий (по представлениям индийцев) и делают людей такими непохожими друг на друга. Вата не любит холод, Питта, напротив, плохо переносит жару, а Капха вялая – ей часто все равно, лишь бы ее не трогали.
Вспомню автобус. На остановке заходит Вата, садится и начинает требовать закрыть окно. «Мне дует…» – говорит она. Питта возмущены: «Если вам дует, идите пешком – в автобусе дышать нечем»! Капха наблюдают за спором. В Казахстане живет 17 миллионов Вата, Питта и Капха, а Конституция одна, общая для всех таких разных людей. Эти разные люди живут и подчиняются ее законам примерно так же, как подчиняются закону Всемирного тяготения – ведь и гравитация как бы есть, но ее как бы и нет. Ведь очевидные вещи мы часто даже не замечаем.
Все положения Конституции очевидны: никто не вправе лишить человека жизни, никто не должен подвергаться жестокому обращению, пыткам, насилию, дискриминации по национальному, расовому признаку и другое. Это такие прописные истины, что когда я впервые читал текст Конституции, то никак не мог понять – зачем все эти положения поместили в отдельный свод и относятся к ним с таким торжественным почтением. Только недавно я стал понимать, что Конституция – это дневник человечества. 2000 лет назад неотъемлемое право на жизнь было лишь мечтой. Человек редко умирал своей смертью. 600 лет назад расовая дискриминация и рабство были нормой. 200 лет назад люди гибли на баррикадах за всеобщее избирательное право. Сейчас это особенно странно - сейчас, когда на выборы население завлекают мелкими подарками или чаем с пирожными. И все же это замечательно, что нормы Конституции кажутся такими очевидными. Эти положения стали такой же частью человека, как Вата, Питта и Капха.
Поэтому, на мой взгляд, не правы те, кто говорит о практической бесполезности Конституции. От нее не нужно ничего ждать, напротив, это она нуждается в помощи. Ей необходимы люди, которые впишут в нее новые победы над злом и несправедливостью. И тогда, наверное, через тысячу лет всеобщее равенство и братство будут казаться скучными и очевидными…