Лелеющий надежды стать суперменом, я решил испробовать прелести полицейской жизни. С легкой руки пресс-службы областного ДВД мы с фотокором стали коллегами сотрудников отдела дознания УВД города Костаная. На одно дежурство.
Цветник
6 апреля следователи отмечают свой профессиональный праздник. А тут мы. Так что дознавателям пришлось работать, а не отмечать. Отдел дознания неразрывно ведет свою работу с оперативным дежурным. Майор полиции Азамат Нурмагамбетов обрабатывает все сообщения в базе и передает их следственно-оперативной группе. К слову, за сутки дежурные отработали около 90 заявок. Не все из них попадают к следователю (просто полиция не может выехать снимать кошку с дерева).
В полиции ожидаешь увидеть суровых мужиков-безтениулыбкибрутальных и невозмутимых. Но наша смена оказалась удивительной: из трех человек двое были… девушками!
Беги отсюда!
Динара Абуова – дознаватель, окончила Алматинскую академию МВД РК. Родители не хотели сложной жизни для дочери и советовали поступить «хотя бы на юриста». Но она выбрала иной путь. «Почему-то с детства мечтала быть полицейским. Для этого понадобилось серьезно прибавить в подготовке. Мой учитель физкультуры знал о мечте, помогал мне. Мы такие кроссы бегали...» – вспоминает Динара. После окончания академии она вернулась в Костанай и устроилась в УВД. Должна была стать криминалистом, но судьба так сложилась, что ее назначили дознавателем. Оказалось, именно эта профессия – её.
Взаимоотношения в УВД особенные. Более того, старые волки, как в шутку называет молодежь опытных коллег, опекают новобранцев. «Раньше в шутку советовали: «Беги отсюда, пока не поздно». Иногда жалеют нас, заботятся. Это очень приятно».
Работа у дознавателя не из легких. На суточный наряд следственно-оперативная группа заступает в 20.00. Здесь занимаются делами средней тяжести. Например, кражами. Однако, если в твою смену поступил звонок о том, что где-то происходит драка или человек грозит покончить жизнь самоубийством, то нужно реагировать и выезжать. Это потом другие подразделения заберут дело. За день и ночь дознаватели выслушивают десятки историй. «Нельзя стать профессионалом, поддавшись эмоциям. Запомнила историю, когда пришел мужчина. Он жаловался на некомпетентную помощь врачей: у него при родах умерли и жена, и ребенок. Когда слушаешь, хочется эмоционально поддержать, но нельзя дать слабину, чтоб работа сдвинулась с места», – рассуждает дознаватель Динара.
Бронежилетная мечта
Примерить бронежилет для меня такая же мечта, как погрузиться в дорогущие туфли (по мне, так и 3 тысячи тенге – ненужная роскошь), но я обещал их купить бывшей девушке. Благо, в рамках этого репортажа сбылась не ее мечта, а моя. На любой выезд следственно-оперативная группа защищена с ног до головы: каска, бронежилет, табельное оружие… «Если честно, да, бывает страшновато. Когда едешь на вызовы типа «муж напился и кидается с ножом на жену», не знаешь, чего ожидать», – между нами, девочками, призналась Динара.
Вернемся к бронежилету. Меня предупредили, что он весит не мало – почти 7 кило. Надеть его не так-то просто, а в первый раз без помощи и вовсе не обойтись. Автоматически мнишь себя Халком. В одном кармане – баллончик, в другом – наручники. «А вы могли бы надеть их на меня, всегда мечтал?» – сморозил я чушь и предложил арестовать меня полностью. Ничего хорошего, поверьте на слово. Конечно же я сделал вид, что мне совсем не тяжело. А вот девушкам бронежилет наверняка великоват. Динара признается, что из-за его ширины порой и работать неудобно.
Хлюпики и кисейные барышни тут работать не смогут. Да и не получится быть таковыми: все сотрудники посещают спортзал по расписанию, занимаются пулевой стрельбой.
Стимул
На вызов с Динарой отправляются криминалист и оперативник. В нашу смену это Индира Кумакбаева и оперуполномоченный Александр Смовж. На Индире тема дактилоскопии, а вот Саша занимается розыском пропавших без вести. «Да, сейчас в соцсетях сразу же распространяют информацию о пропавших. Это нам в работе помогает. Вообще, большинство заявлений о пропаже людей заканчиваются положительно», – сообщил Александр, когда мы предположили, что нынче много шума вокруг якобы пропадающих подростков.
А Индира взялась за мои «арестантские» испытания. Сняла с меня отпечатки пальцев. Дело увлекательное. Предав частицу себя бумаге, я попросил лист в подарок. Ага, щас! Не положено. Мои отпечатки теперь будут частью архива. Что ж, хороший стимул никогда не нарушать закон.
В работе
Наша карма способствовала тому, что звонков в эту ночь почти не было. И вот наконец-то женщина сообщила, что пришла домой, увидела открытое окно, а ноутбуков нет. Поехали! Тут уж было не до нас: дознаватель описывает место происшествия, ну и с потерпевшей ведет работу. Оперативный работник занимается поиском свидетелей и очевидцев, допрашивает их. Криминалист объяснила: так как преступник проник через пластиковое окно, легко будет найти отпечатки пальцев. Немного бордового порошка «Рубин», и – вуаля – все проявилось! Дело за главным: найти виновного. Ну еще нужно сфотографировать все. Не нам, полиции.
Динара признается: люди относятся к ним по-разному. Часто несправедливо. «Мне кажется, у людей складывается стереотипное мнение о нашей работе. Часто всю ответственность хотят свалить на нас, приходят агрессивными. Но мое дело не обращать на все это внимания, а быть профессионалом».
К слову, профессионализм достиг апогея: о личной жизни речи не идет. Друзья являются коллегами. Освободилась Динара только к обеду следующего дня. Отдохнуть чуток, и снова в бой. Не простая это работа…