Наша жизнь полна парадоксов. Одни работают за себя и за того парня, который сам не трудится, зато другим работенку подкидывает. Субботники мы проводим по… четвергам. А добропорядочный гражданин порой имеет меньше прав, чем заключенный.
В одну реку нельзя вступить дважды – учат нас древние философы. Но мы люди крепкие, что нам законы диалектики? Наши граждане пережили слом общественного строя – сказали до свидания социализму и стали увлеченно строить капитализм. По западному образцу ввели ЕНТ, институт семейных врачей, прогрессивную пенсионную систему и обогатили лексикон богатым словом «хозяин». Но наступает весна, и мы вновь вступаем в ту же реку. Догадались, в какую?
Через два года мы отметим столетие события, которое позволяет нам посрамлять древнегреческих философов. В ночь на 12 апреля 1919 года в депо Москва – Сортировочная 15 человек после рабочего дня взяли да и вернулись в цех. И за одну ночку отремонтировали три паровоза, приняли решение работать до полной победы над Колчаком, спели «Интернационал» и довольные разошлись. Владимир Ленин, день рождения которого приходится тоже на апрель, не прошел мимо этой инициативы, назвав ее великим почином. И если верить советским художникам, увековечившим знаменитое бревно на плече вождя пролетариата, сам не гнушался участия в субботниках.
Но Ильич даже не представлял, насколько этот почин будет велик – он переживет недолгое забвение в 90-х годах прошлого века и восстанет, как Феникс из пепла, уже в капиталистическом раю. И вот ежегодно в апреле-мае горожане бодро выходят по четвергам на улицы с лопатами и граблями. Хотелось бы сказать, что с песней, но и без песни славно выходит. Согласитесь, приятно жить в чистом городе.
Правда, возникает наивный вопрос: при чем здесь врачи, учителя и прочий служащий люд? Ведь в то время, когда доктора метут улицы, пациенты не у дел. А под чьим приглядом малыши, когда их воспитатели берутся за грабли? И что в это время делают те, кто получают зарплаты за коммунальную чистоту?
Меня терзают противоречивые мысли. С одной стороны, в своем далеко не юном возрасте я, будучи патриотом города, готова взяться за метлу. Но с другой… Недавно узнала, что, согласно Концепции по противодействию пыткам, мытье заключенным общественного унитаза приравнивается к… пыткам. Это как понимать? Получается, сиделец имеет более широкие права и высокий статус, чем свободный гражданин?
Можно вспомнить еще один парадокс из того же ряда. Привычный городской сюжет – вольное сословие бомжей, роясь в мусорных баках, разбрасывает их содержимое по ветру. Кто убирает? Ясное дело, что не это благородное племя, которое не отягощено ни работой, ни ответственностью.
Как думаете, почему так прочно укоренился в нашей жизни этот пережиток социализма – субботник, при том что сама общественная формация почила в бозе? Тут можно, как в школьном тесте, предложить варианты ответов: «1. У нас люди замечательные. 2. У властей есть свои рычаги. 3. Из прошлого надо оставлять что-то хорошее». Но тут на ум приходит белорусский декрет о социальном иждивенчестве. Наверно, наш партнер по ЕАЭС первым понял несправедливость ситуации, когда в государстве на законном основании обретается не хилая компания бомжей и прочая бездельничающая братия. В субботниках они, понятное дело, не участвуют, зато исправно подкидывают трудящимся людям работку.
…Я не против субботников. Я против общественных парадоксов, которые задевают достоинство человека.
Галина КИМ