Его выбросили эпидемиологи области. Но это не означает, что мы сдаемся. Наоборот.
До эмульсии
Май-июнь – открытие сезона пикников и отдыха на природе. А еще и пик активности клещей. Могут ли они испортить уик-энд? Запросто. Что делать, чтобы избежать их укуса, и куда бежать, если клещ уже в вас впился? Ответы на эти вопросы мы получили в необычной командировке. Лаборанты и сотрудники отдела эпиднадзора за особо опасными и карантинными инфекциями департамента по охране общественного здоровья взяли нас с собой на ловлю клещей.
Территория детского лагеря «Спутник» в Костанайском районе. Ничего не предвещало беды, пока специалисты не надели защитные костюмы, вооружившись флагами… из вафельных полотенец. Да-да, именно с помощью этих флагов шло «сканирование» придорожной травы.
– Клещи цепляются за вафельную ткань, – поясняет лаборант Любовь Боброва. – Затем вручную мы пересаживаем их в пробирки. Тысячи три насобираем, привезем в лабораторию и отсортируем по половому признаку. У самочки ровные полоски и впереди фартучек, у самца на крылышках точки. Самочка опаснее, так как дает потомство, которое может быть носителем инфекции, если самка больна.
Но это только начало. После разбора по половым признакам в лаборатории клещей растирают до состояния единой эмульсии. Ею и заражают белых мышей. Ставят биопробу на 15 дней. Ну, а дальше все покажет вскрытие. За последние 10 лет в нашей области возбудителей особо опасных инфекций – туляремии, клещевого энцефалита, конго-крымской лихорадки – не было обнаружено. Однако санврачи начеку. Чтобы, если понадобится, оперативно решать вопрос с вакцинацией.
Из года в год у нас проверяются те районы области, где в последний раз регистрировалась вспышка туляремии и клещевого энцефалита. Это Алтынсаринский и Костанайский районы. Кстати, в прошлом году в области было два случая заражения привозным клещевым энцефалитом. Одним словом, белый флаг в этом случае – совсем не цвет переговоров, а, скорее, борьбы.
Прививка заграничная
Костанайский зоолог, научный сотрудник областного историко-краеведческого музея Андрей Андрющенко тоже считает, что расслабляться не стоит:
– О собачьем пираплазмозе (сезонное паразитарное заболевание крови, передающееся с укусом клещей) в Екатеринбурге, в отличие от нас, не слышали давно, а теперь оно там есть. Видимо, от нас перебралось, тут и общие выставки сказываются. Так что и к нам люди могут на себе притащить энцефалитных клещей в складках одежды. При такой миграции как у нас сейчас, это возможно. Так что не исключено, что инфицированный клещ облюбовал и наши лесостепи. Советую делать прививку, потому как лечение от полученной инфекции такое же тяжелое, как и сама болезнь.
Вот только в Казахстане прививку от энцефалита даже в частных клиниках не делают. Самый ближний вариант – Челябинск. Накладно, ведь помимо дороги сама прививка обойдется в сумму от 180 до 500 российских рублей. Плюс проводится она в два этапа: 1-3 месяца до клещевого сезона (приблизительно в апреле), затем через 1-7 месяцев после первой дозы. Вдобавок вторая инъекция должна быть за месяц до предполагаемой поездки в «опасную» зону. Ревакцинация через год, затем каждые 5 лет.
Если природа зовет
Руководитель отдела эпиднадзора по особо опасным и карантинным инфекциям департамента по защите прав потребителей Людмила Налобина рекомендует в месяцы активности клещей не выезжать на природу, особенно с детьми. Но если очень хочется, важно правильно одеться. Выбор делайте в пользу брюк. Заправьте их в носки или в сапоги, рубашку – в брюки. Надевать лучше что-то светлое, чтобы можно было увидеть клеща. Обязателен головной убор. Осматривайте друг друга каждые 20 минут.
Боли при укусе клеща вы не почувствуете, поэтому его легко не заметить. Он прикрепляется к коже с помощью специальных выростов и сосет вашу кровь.