Гани Касымов – государственный и общественный деятель Казахстана.
- Гани Есенгельдинович, много раз звучали декларации о безъядерном мире. Но политики снова заявляют, как недавно в Братиславе Тереза Мэй, премьер Великобритании, что можно то, чего нельзя…
- Все выпады политиков – от незрелости ума. Надо всем хорошо разобраться, что такое ядерное оружие и ядерный статус. В международном праве закреплено, что в Ядерном клубе всего 5 держав: Россия, Китай, США, Великобритания и Франция. Других ядерных держав на земле не должно быть. Надо исходить из международного права, из мировой законности. Великобритания – ядерная держава, но и она должна придерживаться основной концепции по ядерному оружию. А это, во-первых, нераспространение ядерного оружия, а, во-вторых, оно не должно быть оружием нападения – только сдерживания. Эту концепцию нельзя нарушать. В целом же надо идти к безъядерному миру. О чем и говорит глава нашего государства Нурсултан Назарбаев. Ядерный клуб должен уменьшать уровень вооружений, и постепенно сводить на «нет».
-Пока все наоборот…
-Поэтому очередная повестка дня Совбеза ООН и в целом Организации Объединенных наций, сессия которой открывается в сентябре - надо поставить вопрос о степени выполнения ранее принятых мировых решений по ядерному оружию. Все, кто нарушает, кто на пороге незаконного обладания ядерным оружием, должны быть разоружены. Общими усилиями. И надо продвигать идею недопустимости расширение Ядерного клуба, возобновить политические, дипломатические процессы по сокращению ядерного арсенала. Если мы будем придерживаться того, что уже принято и выполнять это, тогда угрозы от Северной Кореи, о которых сегодня так много говорят, будут нулевыми. Кто будет потрясать ядерным оружием, того международный суд должен отправлять за решетку. Это мой подход, другого не вижу.
- В начале февраля, почти сразу за инаугурацией Трампа, США снова схватились с Ираном, опять же по вопросу испытания баллистических ракет. Снова пошли в ход санкции, хотя в 2015 году было заключено соглашение западной «шестерки» и Ирана…
-Полагаю, что и США все-таки придерживаются договоренностей 15-го года. Иран – крупное, самодостаточное государство. Это важный игрок на ближневосточной политической арене. Кому-то не нравится, что Иран укрепляется, что он может влиять на соседние государства того региона, где есть огромный потенциал природных и трудовых ресурсов.Конечно, Западу лучше в ослабленном состоянии держать такого игрока. Ирану давно мешают встать на ноги, но эмбарго, десятилетиями препятствующее его развитию, не только не ослабило Иран – страна успешно развивалась. Национальная экономика поднялась во всех отраслях. У Казахстана с Ираном давно сложились стратегические партнерские отношения. У нас торгово-экономические связи последовательно усиливаются. Я приветствую, что Иран особенно в экономическом направлении - наш партнер. Я очень доволен этим сотрудничеством.
- Но есть ли у Ирана ядерное оружие? Из-за этого же Запад держит его «под колпаком»…
- Это мы уже слышали про Ирак. И про некоторые другие страны. Никто ничего не доказал, хотя искали компоненты. Иран неоднократно заявлял, что развивает атомную энергетику в мирных целях. В их стратегии ядерное оружие не запланировано.
- Справляется ли ООН с миротворческой миссией? Может ли она защитить нас от войны?
- В последние десятилетия ООН теряет международный авторитет. Но члены Совбеза, а сейчас и Казахстан является непостоянным членом СБ ООН, все лидеры на сессиях в прошлом и позапрошлом годах ставили вопрос о реформировании Организации с тем, чтобы поднять ее авторитет. И самое главное, авторитет решений, которые должны исполняться. Если члены Совбеза договорятся между собой, я не вижу проблем, которые бы помешали ООН вернуть себе статус мощной миротворческой мировой организации. Другого механизма в природе нет. Ради ликвидации угроз, нам нужно укреплять ООН, ее статус, авторитет и требовать неукоснительного выполнения всех решений. Потому что это – коллективное решение всех стран о том, как нам жить в мире и добрососедстве. Там порядка двухсот государств, у каждого есть голос. Каждый голос должен быть отдан за то, чтобы от политики сползания мы перешли к стабилизации политических мировых процессов. И находить новые решения к долгосрочному прочному миру. Другого пути нет.
- Спасибо, что ответили на наши вопросы.